Знаете ли вы, что вопреки распространенному мнению, Шерлок Холмс никогда не произносил слова “Элементарно, Ватсон!”? Он сказал “элементарно” в нескольких историях и “Мой дорогой Ватсон” – в большинстве из них. Однако, как выяснилось, эта фраза не использовалась ни в одном из оригинальных произведений сэра Артура Конан Дойла!
По данным Longman Dictionary of Contemporary English, многие люди используют выражение, которое якобы Холмс повторял своему пораженному спутнику, доктору Ватсону, чтобы с юмором сказать, как легко что-то решить. Если вы ищете новый подход к преподаванию грамматики английского языка, который позволит вашим ученикам на время стать детективами, тогда эта статья о методе управляемых открытий или guided discovery – именно для вас.
“Метод управляемых открытий, известный также как индуктивный подход – это прием, который заключается в том, что учитель сначала дает ученикам примеры языковой структуры и помогает самостоятельно находить правила,” – говорится на сайте British Council. Скотт Торнбери в своей книге “How to Teach Grammar” приводит пример того, чем является управляемое открытие (или индуктивный подход): “Представьте, что вы приехали в ранее неизведанную страну и наблюдаете несколько случаев, когда люди трутся носами при встрече. Вы наверняка сделаете вывод, что это обычай, и сами будете так делать”. Но как это применить на занятиях английского во время обучения грамматике?
Выберите грамматическую структуру, которой вы бы хотели научить. Если вы хотите воспользоваться подходом guided discovery, запомните 5 простых шагов:
Шаг 1. Подберите подходящий контекст.
Это можно сделать через прочтение текста, статьи или блога, публикации в Instagram, комиксов, прослушивание песен (с текстами песен), просматривание видео – то есть, практически через все, что может вызвать интерес у ваших учеников. Главное помнить: это должно содержать примеры языка, которому вы собираетесь учить. Чем больше, тем лучше.
Шаг 2. Присмотритесь внимательно и проанализируйте значение, форму и произношение структуры (MFP – meaning, form and pronunciation).
На данном этапе вы должны помочь своим ученикам определить и проанализировать грамматическую структуру. Это можно сделать, задавая вопросы, помогающие учителю определить, поняли ли все же студенты суть лексической или грамматической единицы на уроке (CCQ – concept checking questions), или нет. Например, к предложению “I used to sleep for eight hours every night, but now I only sleep for six” можно задать такие вопросы, как “Are we talking about present or past?”, “Are you talking about habit?”, “Do you still sleep for eight hours?” и т.п.
Альтернативой CCQ может быть:
Шаг 3. Сформулируйте правило.
Используя информацию с шага 2, предложите ученикам сформулировать правило самостоятельно. Не забудьте написать все, что они говорят, на доске. Студенты будут чувствовать себя очень мотивированными и уверенными, если смогут правильно использовать грамматику, которую они раньше не изучали.
Шаг 4. Практика.
Пришло время практиковать использование новой языковой структуры. Задания могут включать controlled practice (то есть под вашим пристальным взглядом), такие как, например, matching, filling in the gaps, close-ended questions. На данном этапе вы сможете откорректировать использование грамматической структуры учениками до мелочей и понять, хорошо ли они ее усвоили.
Шаг 5. Подберите подходящий контекст и переходите к freer practice.
Это могут быть более коммуникативные и содержательные задания, такие как открытые вопросы для обсуждения, ролевые игры, написание сочинений, инструкций и тому подобное.
Иногда управляемые открытия занимают больше времени, чем объяснение грамматики учителем. Однако студенты гораздо чаще запоминают вещи, над которыми им пришлось поработать и до которых они додумываются самостоятельно.
Учителю сложнее управлять аудиторией из-за того, что приходится много «мониторить» во время guided discovery, но это делает уроки более активными, а уровень взаимодействия учащихся выше, поскольку данный метод использует peer teaching, что сильно влияет на память и поощряет общение.
Часто преподавателям приходится самостоятельно разрабатывать задания для guided discovery, что требует времени и опыта. С другой стороны, вы создаете собственные ресурсы с нуля.
И, пожалуй, самое главное преимущество этого подхода заключается в том, что деятельность на занятии становится ориентированной на студентов.
Если вы хотите подробнее ознакомиться с этим подходом и способом его использования на различных уровнях, перейдите по ссылкам ниже:
— G is for Guided Discovery (by Scott Thornbury)
— Guided Discovery for Language Instruction: A Framework for Implementation at all Levels
— Guided Discovery Grammar Instruction: A Review of the Literature with Original Teaching Materials
— Grammar teaching: The discovery technique (an example activity)
— Teaching ESL Students to «Notice» Grammar
Также рекомендуем просмотреть запись вебинара Work it out yourself — Helping students with grammar об использовании метода управляемых открытий с Крисом Редстоном, автором учебника «Face2Face». Вы узнаете о различных практических идеях и их использовании на занятиях английского.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)