Учить английский легко – если у вас достаточно мотивации. Но как быть родителям, которые стремятся, чтобы их дети хорошо учились? А также как быть учителям, которые хотят действительно вдохновлять своих маленьких и уже не совсем студентов на новые свершения в мире английского? Мы решили расспросить наших академических директоров и преподавателей английского, которые работают с детьми и тинейджерами, как можно мотивировать и вдохновлять таких студентов. Делимся примерами, лайфхаками и советами, которые могут пригодиться.
Лидия Симак:
В нашем центре каждый преподаватель ищет свой подход к своим студентам.
Хорошая мотивация – это похвала. Для самых маленьких, например, это получение за выполненные домашние задания стикеров, печатей, штампиков. Дети это очень любят, их это стимулирует. Если это детская группа, очень хорошо работают правила. В нашем центре есть четко прописанные, понятные правила, которых придерживаются и студенты, и преподаватель. Они сами по себе помогают студентам учиться, ведь создают безопасную атмосферу – the environment of trust – и такие необходимые детям рамки. Дети отлично понимают, что нужно делать, а чего нельзя, как вести себя – все это создает атмосферу доверия и стимулирует.
Некоторые учителя используют систему бонусов, по которой группа должна собрать определенное количество стикеров или баллов. Тогда у них будет, например, movie night – урок или часть урока, где они будут смотреть фильм. Или game night. Некоторые учителя, если дети хорошо ведут себя, в конце урока играют в игру, которую их подопечные очень любят.
Есть смешные системы наказания для тинейджеров. Например, у одной нашей преподавательницы есть такой шуточный punishment box, куда студенты в начале курса написали смешные наказания за проступки. Например, спеть песню на английском, назвать 20 слов на определенную тему, рассказать стих или сделать отжимания. И вот, когда кто-то нарушает правило, например, «speak English» (заговорил на другом языке) или не сделал домашнее задание, или плохо вел себя – они могут сами себе вытянуть наказание. Это вроде и система наказаний, но позитивная.
Касаемо тинейджеров, то в некоторых группах их особо мотивировать и не нужно. Потому что когда преподаватель организовывает работу так, что им интересно, они общаются между собой, у них хорошие отношения, то им очень приятно работается и не нужно выдумывать никаких развлекательных систем. Очень важно, чтобы преподаватель подружил подростков с помощью специальных игр и активностей, чтобы им было комфортно вместе.
Полезные статьи, видео, слова и выражения
Но есть преподаватели, которые используют бонусные системы. Вышеупомянутая movie night – это для тинейджеров. Раньше мы могли сделать им pizza party в конце семестра, если они хорошо пишут тесты. А еще от центра за хорошо написанные тесты они получают стикеры на бесплатные напитки.
Но если на уроке у подростков темы, которые им интересно обсуждать, если делать деятельность, которая им нравится, если делать кинестетические упражнения, чтобы они не сидели все время, а немного двигались, если добавить игры, которые им нравятся, больше ничего выдумывать и не нужно.
Кстати, подростки очень любят соревноваться. Если дети помладше могут расстраиваться, им соревнования не очень заходят, то командные разновидности работ очень хорошо завлекают тинейджеров. Еще их мотивация немного смещается на общение, на обсуждение интересного.
Оксана Билецкая:
Как центр мы поощряем тинов, которые обучаются офлайн, старательно учиться и хорошо писать тесты. За оценки А+ и А за семестровые и финальный тесты они получают флаеры на бесплатный напиток в нашем Grade Café. Пока что преподаватели говорят, что это работает как хорошее поощрение.
Также мы каждому учителю даем волю выбирать свою мотивационную схему, которая подходит для их конкретной группы. У кого-то она больше основывается на поощрении (собирание стикеров в течение семестра, чтобы потом получить movie night, pizza party или game night, тематические квесты по школе с призами и т.п.), у других больше на наказаниях (punishment box). В этом мы децентрализованы, поэтому у каждого преподавателя свой подход.
Еще как школа мы после каждого семестра присылаем родителям отчеты про обучение от преподавателей, где они подбирают ресурсы для детей и тинов, которые могут заинтересовать их пользоваться английским как инструментом, чтобы делать то, что им действительно интересно. Например, скидываем художественные книжки для чтения, аудиокниги, сайты с видео и играми, блоги, TEDTalks, приложения для телефона и т.д. Все для того, чтобы попробовать перенести английский для удовольствия в их повседневную жизнь, а не только иметь уроки три раза в неделю.
Хотите стать учителем-супергероем для младших школьников?
Что можно посоветовать родителям и преподавателям, чтобы больше мотивировать? Прислушиваться к детям, узнавать, чем они действительно интересуются, и подобрать книжку/игру/блог/YouTube канал и т.д. на английском в соответствии с интересами. Когда дети делают то, что им действительно нравится, они намного быстрее учатся и запоминают. Именно поэтому очень много слов дети сейчас учат из компьютерных или мобильных игр: потому что там у детей есть реальная потребность в этой лексике. Поэтому да, нужно в свободное время детей стараться как можно больше окружать их английским.
Такой метод развивает внутреннюю мотивацию, но когда он не работает, тогда нужно применять мотивацию внешнюю. Формула «Если ты сделаешь …, то получишь …» обычно работает хорошо. Но я очень против, когда детей поощряют конфетами или деньгами (у меня были случаи, когда родители платили детям деньги за успешные тесты). Прививает несколько искривленные ценности. А вот поощрение впечатлениями или experiences нравятся намного больше, например, поездкой в любимое место.
Яна Гридасова:
Как мотивировать детей и тинов:
- иметь дружественные, доверительные отношения;
- быть современным и креативным, так сказать, в тренде;
- создавать ситуации успеха (подготавливать задания, которые ребенок с легкостью выполнит, постепенно усложняя их);
- поддерживать в случае неудач;
- поощрять участие в конкурсах/олимпиадах/проектах, в результате которых ребенок может получить визуальное подтверждение чудесно выполненной работы (сертификат, подарок и т.п.);
- влюбить в себя как в личность – и они точно будут замотивированы 😉
Готовьтесь к ДПА и ЗНО с нами!
Виктория Перванюк:
Могу сказать, что с каждой группой нужно находить какие-то свои фишки, которые будут работать именно с этими студентами. Например, когда у меня была первая Face2Face группа, для детей было мотивацией получить пиццу в конце семестра за хорошую работу и успешное написание тестов. А потом, в конце курса, и поход вместе на пикник с играми куда-нибудь.
Теперь на онлайне они хотят быстрее сделать задания с книги, чтобы мы закрепили новый материал в Quizlet на лексику (они играют в командах) или Quizizz на грамматику (тут – кто наберет больше очков за правильные ответы). Хотя я считала, что Quizizz на каждом уроке – это скучно, и сначала старалась им как-то разнообразить задания и находить разные игры, но они все равно постоянно в начале урока спрашивают, будем ли мы сегодня играть в Quizizz или Quizlet.
Что касается мотивации от родителей, то лучше, когда родители не насильно заставляют учиться или тупо записывают на курсы «лишь бы ходило!». Круто, когда родители показывают, для чего нужен язык, зачем вообще этот английский учить. И когда есть понимание, тогда есть и желание узнавать что-то новое, почему оно так. Еще мотивирует подготовка к экзамену, когда в школе можно получить 12 по английскому за Кембриджский экзамен. Я скажу, что личная мотивация сильнее и дольше работает 🙂
Филлипенко Алена:
Подумала тут я над этим словом, «мотивация». Считаю, что это что-то краткосрочное, с налетом необходимости достичь определенной цели. Как только цель достигнута – все! Мотивации нет.
Поэтому мотивацию порождает «осязаемая» в непосредственном будущем цель или награда. Что-то вроде «сдать ЗНО» или любой другой экзамен, чтобы поступить в университет за границу или получить повышение по службе (в то же время ты делаешь что-то не потому, что действительно этого хочешь, а потому, что цель сама по себе является стимулом). Поэтому говорить про мотивацию можно только у людей более сознательного возраста (старшие подростки и взрослые).
Часто родители «мотивируют» детей: «Учи язык – на работе пригодится; поедешь за границу – будешь с носителями языка говорить; куплю iPhone» и т.д. Но давайте посмотрим реально: работа для детей – это что-то такое далекое, которое еще совсем нескоро случится; iPhone – спекуляция на проявлении детской склонности к потреблению и желании иметь модные фишки; заграница – сколько детей действительно имеют возможность ездить в США, Австралию, Канаду, Великобританию? Египет и Турция – там весь персонал на русском общается 😀
Это все не то… не стимулирует. Я бы лучше по-другому задавала вопрос: не как мотивировать, а как вызвать настоящий интерес к изучению языков, чтобы это было что-то вроде хобби продолжительностью в жизнь?
Тогда нужно подумать над определением слова хобби. Как по мне, это то, что тебе очень нравится делать. Даже если сложно, даже если не всегда выходит, но ты от этого кайфуешь!!! Ты с помощью этого отдыхаешь от всех повседневных дел, и даже если в определенный период жизни нет на это времени, ты потом все равно возвращаешься к любимому делу, и ведь никто тебя не заставляет!
Итак, нужно превратить изучение языка в хобби!
Как? Как бы тривиально это не звучало, но очень важно еще в самом начале обучения найти своего первого учителя, который влюбит тебя в сам процесс обучения. Чтобы когда ты встретишь «каргу-учительницу», она не отбила твое желание своим непрофессионализмом, неумением обучать, объяснять и вовлекать (это то, с чем столкнулся мой сын в первом классе).
Так что ответ на вопрос: найти своего педагога!
Как вспомогательный вариант поддержки интереса: элемент игры дома. Например, мы с малым как бы между прочим говорим друг другу разные простые фразы на английском. Типа: How are you? Help me. I’m hungry, that’s cool etc. Так постепенно это вошло в привычку. Сын теперь сам иногда спрашивает: а как сказать …? И, самое интересное, что он потом это сразу запоминает (в отличие от того, когда нужно целенаправленно сесть и что-то выучить 🙂 ).
Как учитель я стараюсь делать атмосферным и урок, и даже само общение со мной. Очень много хвалю, даже за минимальный прогресс. Это действительно работает!!! Стараюсь сделать так, чтобы студенты не чувствовали «напряг» от обучения. Не задаю домашнее задание, только лишь бы задать. Стараюсь, чтобы они максимально усвоили все на уроке. В чатах Телеграма со студентами общаюсь на английском, даже если они обращаются ко мне на украинском или русском. Это их стимулирует потом отвечать на английском.
Конечно же, уроки должны быть своевременными, темы – интересными для каждого уровня и т.д. Чтобы студенты приходили учиться, отдыхая от школьного типа уроков 🙂
Кстати, вспомнила, как нам на алгебру в 9-й класс после института пришел преподаватель Дмитрий Константинович. Какой он был красавчик! И хотя я алгебру не любила и не очень понимала, но он был моим стимулом делать д/з и очень стараться на уроках. Успешность девочек из нашего класса выросла в разы! 😀 Так что про мотивирующие к обучению факторы можно говорить долго…
Ксения Москаленко-Мосапаненко:
Детям необходимо увидеть и понять, что изучение английского не ограничивается, а главное – не заканчивается на физическом или временном пространстве школьных занятий.
Детям и подросткам часто не хватает ролевых моделей-однолеток, которые используют живой английский язык. Влоги, снятые детьми ради развлечения, творчества или познания мира, могут также вдохновить детей во всем мире, ведь они будут видеть живое применение языка для реальной коммуникации. При всем этом не так важно фолловить только носителей с modern RP (Received Pronunciation, стандартизированная форма произношения британского английскогоязыка), как видеть, насколько разнообразен мир и люди в нем, с разными интересами, историей и культурой.
Поскольку английский уже давно является lingua franca (язык, который является де-факто языком межэтнического общения), месседжи, которые транслируются на нем, являются сверхмощным инструментом культурного обмена и расширения кругозора.
Обучаете подростков и хотите быть в теме?
Что смотреть? Зависит от предпочтений и возраста вашего ребенка. Например:
- Влог парня Джейсона про семейные путешествия, челленджи, игры.
- Огромное количество видео с экспериментами, тестированием еды, дизайном, где главными генераторами идей становятся дети.
- Влог для подростков. Главный герой видео – 17-летний американец Макс, который начал документировать жизнь на камеру с тех пор как поехал обучаться в школу во Франции. Любит путешествовать и экспериментировать.
- Влог, который особенно подойдет для девочек-подростков. Их однолетка Эми снимает влоги и показывает свою рутину, шоппинг в Лондоне, школьные дни и делится советами по поводу более здорового образа жизни.
- Познавательные видео для детей про природу, историю, искусство, науки и язык.
Лично меня невероятно вдохновила помощь моего отца в переводе песни-саундтрека к моему на то время любимому мультфильму, Spirit: Stallion of the Cimarron, снятой DreamWorks Pictures. Мне тогда было 9–10 лет. Кстати, эта песня‚ Brian Adams – Here I am, была номинирована на награду Golden Globe Awards. В тот день мы взяли с папой словарик, перевели слова, а потом пели эту песню вместе. Это был невероятно трогательный момент, который, я верю, приблизил английский еще на шаг к моему сердцу.
Дети вдохновляются родителями, особенно если они интересуются и разделяют увлечения детей. И для этого совсем необязательно знать английский безупречно! Наоборот, вы можете учиться и вдохновляться с детьми вместе.
P.S. Песни не только обогащают словарный запас и улучшают восприятие на слух, но и помогают в постановке правильного произношения слов и интонации естественным способом.
Что еще почитать: Экзамены для школьников Cambridge English for Schools.
Комментарии
[…] Вы можете попробовать добавить своему ребенку мотивации. Не стоит «награждать» за успехи конфетами или деньгами, но точно стоит отмечать и радоваться тому, что начинает получаться. А вот на неудачах лучше не фокусироваться и не ругать за них. Помните: детей мало мотивирует то, что случится в далеком будущем (например, английский им может пригодиться позже в карьере) – их больше интересует то, от чего можно получать пользу уже сейчас. Больше о мотивации читайте в этой статье. […]
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)