К сожалению очень часто игнорируем письмо на своих уроках, несмотря на то, что четко осознаем к чему это может привести. Ведь бывает, что вдруг студентам уровня В1, В2, или С1 нужно продемонстрировать навыки письма на серьезных экзаменах, таких как FCE, CAE, ВНО, ЕВИ, IELTS или TOEFL, или для достижения успехов в высшем образовании. Существует несколько причин, почему происходит игнорирование этого навыка как преподавателями, так и студентами, но самая распространенная звучит примерно так — «waste of classroom time» — трата времени, которое можно использовать на, например, развитие коммуникативных навыков. Иными словами, письмо — это индивидуальное — и, возможно, скучное занятие, пригодное только для домашнего задания / асинхронной работы.
Позвольте не согласиться с теми, кто так считает, ведь если привлечь учеников совместно к процессу письма, то появляется большой потенциал для коммуникативной, мотивационной и содержательной работы на уроке.
Для кого и для чего используется collaborative writing?
Коллективное письмо или collaborative writing уже на протяжении многих лет является очень популярным видом работы, который используется на занятиях английского. Уже никого не удивишь, когда студенты работают в группах и занимаются «мозговым штурмом» идей и планированием перед тем как начать писать эссе. Такая деятельность может иметь разные формы, особенно если ее осуществлять с помощью технологий.
Кроме того, коллективное письмо, которое сосредотачивается на процессе написания:
- может привести к более разнообразному, интегрированному уроку (письмо может быть конечным продуктом, в то время как общение (аудирование и говорение) лежит в основе процесса);
- может иметь положительное влияние на сплоченность и динамику группы / класса;
- основывается на заданиях (т.е. такой вид деятельности является task-based), ведь конечной целью урока есть коллективное создание текста выражающего значение (мысли и идеи), которое студенты хотят выразить;
- дает возможность учителю давать ученикам «specific emergent input», то есть изучать лексику и грамматику, которая им нужна на момент написания;
- поощряет автономию студентов, ведь они могут оценивать сами себя и получать оценку от сверстников / одногруппников (self- and peer assessment).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 7 крутых заданий c word clouds для уроков английского
Стоит отметить, что collaborative writing подходит как для онлайн, так и оффлайн занятий на любом уровне.
На начальных уровнях студентов, изучающих английский, можно заинтересовать совместным написанием коротких текстов с помощью visuals. Текст и изображение может предоставлять преподаватель или студенты создают, или предлагают их сами, что обеспечивает большую индивидуализацию процесса. Итак, на самом низком уровне от студентов можно ожидать создания таких вещей, как мемы, picture stories и стихи.
От более продвинутых студентов можно ожидать, что они смогут писать более академические тексты, например эссе, или research reports и др. Часто писательская деятельность — это лишь один из шагов в процессе творчества, который может привести к ряду различных конечных продуктов. Эти продукты, как правило, включают жанры, которые являются более привычными и удобными для наших учеников в 21 веке. Это могут быть разнообразные цифровые продукты, такие как фильмы, игры, комиксы, новости, сообщения в социальных сетях и практически любая другая форма медиа, которая представляет интерес именно для вашей группы учеников.
Общие этапы работы
Есть много способов введения collaborative writing почти на любом уровне EFL или контексте преподавания. Студентам нужно будет четко объяснять, что нужно делать на каждом этапе, чтобы они могли понимать, как взаимодействовать друг с другом, а так же как давать и реагировать на peer feedback.
Некоторые из самых популярных инструментов для коллективного письма включают следующие:
Известно, что письмо — это сложный и рекурсивный, а не линейный процесс. Опытный писатель движется вперед, возвращается назад, создавая, отбирая нужное, упорядочивая его, составляя, редактируя, перерабатывая и тому подобное. Что касается урока английского мы, как правило, думаем о процессе письма как pre-writing / while writing / post-writing. Это достаточно упрощенный, но педагогически удобный для использования на уроке подход. Итак, предлагаем основные шаги, которые приведут студентов от процесса планирования к созданию текста.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Никогда не допускайте этих ошибок на экзамене B2 First (FCE)
Pre-Writing 1
- Создаем контекст
Студентов нужно заинтересовать и погрузить в тему. Это можно сделать с помощью вижуалов, просмотра видеоклипов, дискуссий, высказывания мнений, шуток и др.
- Генерируем и отбираем контент
На этом этапе студентам нужно отобрать ограниченное число лучших идей, которые они будут использовать в качестве основы для своих текстов. Это можно сделать с помощью listing, brainstorming, debating, ranking и тому подобное. Можно использовать sticky notes на Jamboard, и в потом перенести эти лучшие идеи с Jamboard в общий Google Doc.
- Пример текста (дополнительно)
Совсем не обязательно, но можно предоставить студентам образец текста. Опасность заключается в том, что ученики могут подумать, что им следует воспроизвести языковые структуры, используемые в нем. Тогда это произойдет за счет их собственных высказываний, и задание уже не будет таким креативным. Поэтому, если вы считаете, что ученики могут создать текст без примера, опустите его.
While Writing
- Подготовка
Для начала убедитесь, что вы разделили студентов на группы, и каждая группа находится в своем документе. Central Google Doc должен содержать ссылки на документы, которые называются, например, Room 1, Room 2, Room 3, и соответствовать breakout rooms, если вы работаете со студентами в Zoom.
Убедитесь, что студенты поняли зачем, для какой аудитории и почему они будут писать. Это можно сделать с помощью ICQs. Также напомните, что в конце урока другие студенты будут читать их текст.
- Мониторинг написанного студентами
Во время того как студенты пишут, задача учителя — мониторить. То есть вы сразу в режиме онлайн можете видеть все и давать свой фидбэк. Это можно делать устно в breakout rooms или добавлять комментарии письменно в Google Docs. Другая задача, которая стоит перед вами — помочь студентам выразить то, что они хотят сказать. Следовательно, они могут спрашивать вас о необходимой лексике. Вы должны ее предоставить.
Post-Writing
- Самооценивание
После написания текста, студенты проверяют его самостоятельно. Это можно сделать с помощью чеклиста. Студенты в каждой группе проверяют включили ли они все, что нужно было, в текст, и делают финальные правки.
- Оценивание одногруппников
После этого ученики читают другие работы. Они могут переходить от одного документа к другому и написать комментарии. Сначала попросите их дать content feedback, то есть сказать или ничего ли не опущено в тексте, понятно ли все читателю, понравился ли им текст, который написали одногруппники.
Затем ученики дают language feedback: они не исправляют ошибки, а должны похвалить и даже позаимствовать полезные фразы друг у друга, или сказать что бы они изменили.
- Окончательный фидбэк
В конечном итоге вместе со всеми учениками остановитесь на полезных моментах из двух шагов выше.
Вы также можете спросить, как им давались различные этапы (process feedback): что было сложнее, в чем они чувствуют себя увереннее.
Если были серьезные ошибки, исправьте их вместе с учениками.
Присоединяйтесь к нашему курсу CELTA!
ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ БЛОГЕ:
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)