⏩ Многие люди считают, что текст — это только письменное сочинение: статья, электронное письмо или даже стихотворение, например. Впрочем, не следует забывать, что текстом может быть и аудиотекст, как например, песня, речь или диалог. Любой из этих текстов мы можем применять для обучения грамматике. Однако иногда грамматика и сама может определять какой именно тип текста целесообразно использовать. Например, мы редко используем пассивное состояние в повседневных разговорах, но эта структура достаточно часто встречается в новостях и газетных статьях. Поэтому если вы не уверены, какой именно текст использовать, спросите у грамматики, которой хотите научить: в каких ситуациях или контекстах эта структура обычно возникает? Затем соответственно выберите свой текст. Сегодня поговорим о том, как обучать грамматике с помощью текстов и построить занятия английского по text-based lesson framework.
Каким должен быть текст?
Для того чтобы урок удался, текст должен быть достаточно коротким и относительно простым. Согласитесь, если занятие длится от 45 до 90 минут, вы не сможете тратить много времени на сам текст, а захотите как можно скорее перейти к грамматике.
Кажется, это очевидно, но помните, что на уроке грамматики нужно сосредотачиваться на грамматике, которой вы планируете научить. Это означает, текст должен быть таким, чтобы вам не пришлось уделять время новой лексике или иной сложной грамматике, не являющейся фокусом вашего урока. Поэтому если вы пишете текст самостоятельно, убедитесь, что лексика и грамматические структуры, которые вы используете (кроме примеров целевого языка, которые вы добавляете в текст), красивые и простые.
Если вы используете текст из учебника или другого источника, просмотрите на него критическим взглядом. Есть ли в нем 200 слов и более? Содержит ли он много незнакомых для ваших студентов слов? Если ответ на любой из этих вопросов — «да», считайте это своим официальным разрешением его адаптировать. Нужно все это убрать из текста и заставить его работать на вас. Оставьте target language нетронутой.
В тексте должно быть хотя бы несколько различных примеров грамматической структуры, которую вы собираетесь выучить. В идеале там должны быть отрицательная и вопросительная формы предложений, хотя это не принципиально. Вам просто нужно больше одного примера для того, чтобы, когда вы будете работать с ними позже на уроке, студенты могли заметить закономерности в значении и форме.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Интервью с финалисткой Global Teacher Prize Ukraine 2020
Из каких этапов состоит урок?
- LEAD-IN
Как и в других распространенных типах уроков, таких как PPP (Presentation-Practice-Production) или ТТТ (Test-Teach-Test), сначала нужно подготовить студентов к материалу, который мы собираемся изучать на определенном уроке. Привлечь студентов к контексту урока, как правило, можно с помощью brainstorming ключевых слов, касающихся темы, а затем дать задание на обсуждение вопросов по теме в парах. Этот этап урока должен длится не более 3-7 минут. Хорошей практикой является привязка lead-in к тому, что они будут делать позже на этапе freer practice. Помните, что когда фокусом урока является грамматика, не нужно на ней сосредотачиваться в начале урока. Впрочем, вы можете, например, обсудить анекдот или короткую историю, в которой используется TL. Основная цель этого этапа — установить контекст, а не научить грамматике. Ранее мы писали о том, как правильно начинать уроки английского.
- EXPOSURE TO TARGET LANGUAGE / COMPREHENSION WORK
Следующий шаг предполагает, что студентам предоставляется возможность прочитать и / и прослушать текст. Не спешите с грамматикой. Конечно, многие могут раздать ученикам текст и сразу же попросить найти все примеры Present Perfect в нем. Но в таком случае теряется вся суть использования текста — контекст. Зачем тогда вообще использовать текст, если студенты не имеют возможности понять, о чем же идет речь?
Каждый раз, когда вы даете студентам что-то прочитать или послушать, несправедливо просить их полностью игнорировать содержание и вместо этого переходить к грамматике. Студентам прежде всего нужно понять основную идею текста. Тогда они будут готовы анализировать грамматику в нем. Поэтому сначала дайте им простое задание, которое поможет понять суть того, что они читают или слушают. Таким gist activity может быть задание подобрать заголовок к тексту, или дать ответ на один-два вопроса.
Этот этап называется «exposure to target language» потому что ученики впервые на занятии сталкиваются с target language в контексте. Студенты сталкиваются с грамматикой, которую они будут изучать позже, даже не осознавая этого.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как происходит процесс создания Кембриджских экзаменов?
- АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ ИЗ ТЕКСТА или NOTICING
Именно на этом этапе вы обращаете внимание студентов на грамматические структуры, являющиеся фокусом урока. На самом деле студенты, видимо, все еще думают, что это урок чтения или аудирования. Итак, на этом этапе вы по сути должны им сказать, что здесь есть грамматика, на которую им нужно взглянуть.
Этот этап не должен быть сложным. Опять же, целью здесь является переключение внимания на грамматику. Вы можете попросить студентов подчеркнуть все глаголы в тексте (тогда вы сможете указать на тот факт, что все они употребляются в Present Perfect). Или же просто напишите предложения, содержащие примеры target language, на доске и попросите учеников определить, что у них общего. Существует много вариантов как это сделать, но это должно быть по сути и быстро, и направлять внимание студентов на грамматику, которую вы собираетесь объяснять. Они должны сами заметить определенные закономерности.
Главное, что любые предложения, которые вы используете на этом этапе, были взяты непосредственно из текста.
- LANGUAGE CLARIFICATION/LANGUAGE FOCUS
На этом этапе вы собственно обучаете. Нужно разъяснить студентам аспекты значения, формы и произношения, как и в других типах уроков (Meaning, Form, Pronunciation). Вы можете это сделать с помощью презентации (то есть объясненить TL на доске) или с помощью guided discovery (когда студенты выявляют правила MPF на примерах TL), используя CCQs и eliciting.
- PRACTICE
Controlled Practice. После разъяснения дайте студентам задание на использование грамматической структуры с акцентом на правильность (accuracy). Количество заданий может быть разным в зависимости от того, насколько студенты хорошо поняли материал и совершают ли много ошибок или нет. Если ошибок много, вернитесь к предыдущему этапу, рассмотрите больше примеров.
Freer Practice. Предоставьте студентам возможность попрактиковаться в использовании TL в более свободной, то есть менее ограниченной среде. Это также позволит им свободно разговаривать или писать. Помните, что на этом этапе использование target language должно быть основной целью деятельности, поэтому, следовательно, им необходимо ее использовать. Позвольте студентам поработать в парах или небольших группах. В это время вы будете наблюдать и не вмешиваться. Помните, что цель заключается в том, чтобы студенты практиковали свободное использование грамматики, поэтому не прерывайте их исправлениями. После активности можно исправить ошибки, записав примеры на доске, и получить фибдек, задав студентам вопрос о том, как, по их мнению, должно быть правильно.
Курсы английского языка в Grade.ua — ваш шанс свободно общаться с иностранцами, путешествовать по миру и открывать карьерные возможности.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)