Все, кто когда-либо проходил курс CELTA или мечтают это сделать, знают, что это достаточно насыщенный и интенсивный курс. Ранее мы уже писали, что на самом деле не так страшна CELTA, как о ней говорят 😱. Сегодня посмотрим на этот курс с высоты тренеров CELTA. Это люди, которые становятся вашими наставниками, родителями, главными помощниками, когда вы попадаете в стены виртуального класса онлайн-курса или аудитории центра подготовки преподавателей. Именно на их плечи ложится ответственность за каждого trainee.
Когда я проходила курс в 2016 году, мои тренеры были для меня настоящими супергероями. Я не могла понять откуда у них столько сил, энергии и терпения. Они всегда готовы прийти на помощь, и всегда знают, как это сделать. Trainees не спят по ночам, потому что готовят письменные задания и пишут развернутые планы уроков. А вот спится ли тренерам CELTA, сколько чашек кофе они выпивают, чего ожидают от учителей, проходящих курс, что их вдохновляет и раздражает? Вы стеснялись спросить 🙊? Мы это сделали за вас 😜!
Что вы делаете в обычный CELTA day?
Список дел тренера CELTA самом деле ооочень длинный. Вы готовы?
Мы просыпаемся очень рано. Кто-то готовит завтрак и добирается до центра подготовки учителей или включает компьютер, если это CELTA online. Утром очень важно подготовиться к тому, что будет происходить в течение дня, поэтому нужно составить список того, что нужно сделать. Кто-то просматривает уроки участников курса и пишет фидбэк, кто-то проверяет lesson plans, language analyses и пишет свои комментарии к ним. Если это онлайн курс, мы проводим Feedback session и занимаемся планированием уроков вместе с trainees. Далее обычно мы посещаем 3 или 4 занятия, на которых преподают наши подопечные и наблюдаем за ними. Мы не просто сидим на занятии, а внимательно проверяем планы уроков и думаем над тем соответствует ли (или не соответствует) критериям и как именно все то, что делает преподаватель со студентами. Критериев ни много, ни мало — 43. На разных этапах курса мы сосредотачиваемся на определенных из них. Это означает лишь одно: к концу курса в голове нужно удержать таааак много!
После этого наступает обеденный перерыв… для trainees 😫, а мы продолжаем думать над тем какой фидбэк дать и как достучаться до каждого, чтобы все поняли, чего мы от них хотим. В это время мы также готовим демо-уроки.
Неужели все тренеры работают в обеденный перерыв? That’s a question! Lunch breaks? What are these?)
Большинство да. Есть даже такие, кто может сесть в такси, поехать в другой конец города на международный экзамен, вернуться и продолжить «сельтить». К счастью, это случается не очень часто.
После обеда (если повезло) мы проводим feedback session и lesson planning. Мы обсуждаем проведенные уроки вместе с участниками курса, сосредотачиваясь на том, что хорошо прошло, а что можно сделать лучше и как. Это занимает от часа до двух. Когда мы планируем уроки, то обсуждаем этапы, приемы и все, что будет происходить на следующих уроках, с каждым участником курса отдельно.
А еще input sessions, которые, кстати, также нужно готовить (когда ????) и энергично проводить каждому CELTA тренеру.
И это еще не конец — когда учителя идут домой, мы планируем guidance для последующих уроков, проверяем письменные задания, всю документацию … Ну, довольно длинный день. Наконец вечером можно идти домой отдыхать. But what is there on my desk? Oh, the written assignments that I have to give back to the trainees tomorrow … 😂
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: CELTA online vs. offline: все, что нужно знать
Обычно во время того, как преподают trainees, вы постоянно что-то пишете в своих ноутбуках. Что это?
А, это вы о running commentary, наверное. Нечто похожее на спортивного комментатора ⚽, который делает поэтапный анализ урока. В основном о том, что происходит и хорошо ли это работает. Если нет — мы пишем, как это можно сделать лучше в следующий раз. Это помогает участникам курса осознать, что происходило на уроке с точки зрения того, кто наблюдает.
Иногда мы можем передавать вопрос другим тренерам, если случается что-то необычное, и мы не сразу уверены, как на это реагировать.
Вы всегда знаете как помочь учителям? Что делать, если нет?
A tricky question 🙂 Конечно, нет. Мы, как тренеры, знаем разные подходы, мы оказывали много помощи и видели разных участников курсов. Иногда помощь, которую мы предлагаем, не срабатывает, и нам следует искать другие пути как помочь. Впрочем, как только мы лучше узнаем своих подопечных и можем понять, что им помогает, а что нет, мы получаем взаимную пользу от такой помощи. Trainees потому что они получают то, что помогает им усовершенствоваться, а мы чувствуем удовольствие, когда видим их прогресс.
Иногда справиться с личностями подопечных ой как не просто. Кто-то предпочитает прямолинейность, к кому-то нужен более чувственный подход.
Мы знаем как помочь, если правильно определим проблему. Люди разные, и иногда участники курса не согласны с нами, потому что им трудно признать, что то, что они сделали и во что вложили свое сердце и душу во время подготовки, не было эффективным или правильным. Но если они открыты к нашим предложениям, если пытаются делать то, что мы им советуем, тогда nothing is impossible.
Кто решает, чему именно следует научить участников курса во время input sessions?
Весь курс разделен на этапы, а их четыре. На каждом этапе мы сосредотачиваемся на определенных проблемах. Например, согласно программе CELTA, в начале мы фокусируемся на навыках управления аудиторией (инструкции, мониторинг, обратная связь) и на том, как обучать различным аспектам языка (грамматика, лексика) и др. Input sessions организованы как семинары, где мы много практикуемся, пытаясь применить идеи преподавания на практике и посмотреть, что работает, а что нет. По мере продвижения курса выбор input sessions может зависеть от потребностей участников курса, и мы строим графики таких занятий с учетом этих потребностей.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ:5 вещей, которые необходимо сделать до начала курса CELTA
Признайтесь, вы изначально знаете, кто получит Pass А, Pass B, Pass или Fail?
Никогда! Конечно, мы можем увидеть, чьи уроки соответствуют стандартам или нет ранее на курсе, но оценка никоим образом не может быть определена до того, как будут проведены заключительные уроки.
Оценивание курса CELTA базируется на прогрессе в обучении и типичных навыках преподавания, которые должны совершенствоваться в течение курса.
Некоторые учителя могут проявить себя раньше, когда мы сосредотачиваемся на нескольких критериях оценки, но преподавать менее успешно, когда мы имеем дело с целым рядом навыков. И наоборот — участник курса может начать с преподавания на хорошем уровне, а потом ближе к концу показать еще лучшие и более крепкие навыки.
В документе, который называется CELTA 5, есть перечень общих дескрипторов, согласно которым мы оцениваем наших подопечных. Например, второй диапазон включает такие вещи, как clarifying language appropriately and providing sufficient practice of new language. Вообще есть некоторые общие тенденции — например, слушатели, получающие более высокие оценки, должны быть эффективными на обоих уровнях обучения (низком и высоком), а также эффективно обучать как навыкам (reading, writing, speaking, listening), так и языку (grammar, vocabulary). Участник, который получает Pass, может демонстрировать некоторые действительно хорошие навыки в течение курса, но не обязательно сможет это делать последовательно. Об этом нам всегда напоминают assessors (эксперты от Кембриджа) — один хороший урок не делает кого-то успешным, а один плохой урок не означает, что слушатель не проходит!
Иногда это непонятно до TP8 (Teaching Practice 8 — последний урок, который проводит trainee). Решение принимается в конце курса и всегда обсуждается с внешним экспертом-консультантом.
РЕКОМЕНДУЕМ: 10 терминов, которые необходимо знать для прохождения курса CELTA
Были ли у вас trainees, которые получили Fail?
Have not been that lucky yet 🙂 Есть те, кто не дошел до конца курса. Но это единичные случаи. В общем, это происходит потому, что они недостаточно серьезно воспринимают курс и отстают в работе; люди, которые выполняют работу и слушают своих тренеров, всегда получают необходимую поддержку.
Достаточно ли вы спите?
Это зависит от того, как мы управляем своим временем. Тренеры, у которых есть маленькие дети 🙆 (да, есть и такие) очень хорошо с этим справляются и следят за времям.
Part-time courses кажутся более жесткими, поскольку мы также сочетаем еще и свой (как правило, достаточно тяжелый) график обучения и другие свои обязанности.
Так сколько чашек кофе вы выпиваете? Откуда берете энергию?
От одной до пяти чашек в зависимости от курса.
Некоторые пытаются отказаться от этой привычки и провести хотя бы день без кофеина, но эти попытки до сих пор не увенчались успехом.
Некоторые из нас получают энергию от прочтения хорошей книги или изучения чего-то интересного о природе. Например, от наблюдения за птицами и звездами .Также вдохновляет посещения театра.
А еще энергия обычно приходит от этой увлекательной работы, от eager trainees.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:История из жизни CELTA — исповедь учителя
Раздражает ли вас что-нибудь в работе тренера?
Бумажная работа.
Иногда недостаточное количество сна заставляет чувствовать себя не очень хорошо. Luckily, barely anyone has noticed that 🙂
Ночные сообщения — personal favourite.
А еще когда слушатели курса не придерживаются указаний, которые им дают. Особенно, если они выделены желтым хайлайтером и написаны большими жирными буквами 😢.
Так каким должен быть идеальный «кандидат в мастера» по CELTA?
Одним из лучших качеств такого кандидата является любознательность, когда он задает вопросы, хочет выяснить, как это работает, и особенно когда у него горят глаза, если он только обнаружил что-то полезное или придумал более эффективное задание.
Еще одно, вероятно, «not giving up settings» и готовность принять трудности и работать над ними. Всегда непросто, когда ты делаешь что-то новое и открыт для возможностей, и здесь важно отношение. Когда мы спотыкаемся, лучшее, что мы можем сделать, это встать и продолжать снова и снова, каждый раз пытаясь найти лучший способ. В долгосрочной перспективе важный путь, а не только результат.
Когда вы приходите на этот курс скажите себе «Ok, I’m going to honestly try everything they tell me to do», — поскольку в противном случае сначала слушатели могут не воспринимать (и часто неправильно понимать) техники, которые они используют; а потом, когда что-то пойдет не так, это превращается в «this does not work! (technique) is garbage!».
Будьте слушателем, которому не нужно говорить что-то дважды: вы получаете фидбэк о чем-то, и исправляете ошибку в следующий раз. Если вы получаете инструкцию к заданию, убедитесь, что поняли ее здесь и сейчас, чтобы потом не делать ошибок.
Что вам нравится в вашей работе?
Делиться тем, как правильно обучать. Это круто. Если кто-то станет лучшим преподавателем после наших курсов, это сделает мир получше, потому что многие люди получат больше положительного опыта обучения.
Наблюдать за тем как совершенствуются наши подопечные. Как ни странно, больше радости приносят не те, кто получает «Pass A», хоть и интересно бросать им вызовы. Учителя которым поначалу сложно и они начинают серьезно воспринимать то, чему учатся, и применять его — видеть их прогресс в конце курса всегда приятно.
Помогать и поддерживать. Наслаждение, которое вы получаете от тех, кто говорит, что они другие before CELTA и after CELTA, стоит целого богатства, и это не о деньгах 🙂
Связь с подопечными учителями. Мы часто остаемся на связи теми, у кого преподавали.
Присоединяйтесь к нашему курсу CELTA!
ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ БЛОГЕ: Участница Global Teacher Prize Ukraine 2019, про страхи, достижения и впечатления от CELTA
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)