Откуда мы можем узнать, что студенты понимают сложные аспекты лексики или грамматики английского языка с точки зрения значения или функции? Сегодня мы поговорим о вопросах CCQs, освещающих суть значения языковой единицы, которую мы изучаем, прежде чем мы начнем проводить какию-либо интенсивную практику использования этой грамматической формы или лексической единицы.
Что такое CCQs?
В своей книге “The New A-Z of ELT” Скотт Торнбери пишет, что CCQs или concept checking questions — это вопросы «предназначенные для проверки или направления понимания учеником значения нового слова или элемента грамматики». Когда преподаватель ставит CCQ, это позволяет ему следить за пониманием своих студентов, не прибегая к переводу или к ненадежному вопросу “Do you understand?”. CCQ нужно задавать для того, чтобы выделить основные значения грамматического или лексического элемента, которому мы учим.
Обычно, когда мы, например, обучаем новой лексике, мы сначала вводим слова в контекст, а затем выясняем, что они означают и как их употреблять. Объяснить или обозначить что-то человеку, который разговаривает с нами на том же языке иногда совсем нелегко. А теперь представьте, что вам нужно это сделать с тем, кто говорит на другом, на иностранном языке.
Представим, что вам нужно объяснить своим студентам слово «sand». Возможно, вы сделали бы это, нарисовав на доске песок или показали бы его изображение. А может вы бы также говорили о море, пустыне, природе и т.д. CCQ для этой языковой единицы выглядели бы примерно так:
- What colour is it?(Ожидаемый ответ: yellow; white)
- Where can you find it? (by the sea; in the desert; on the beach и.т.д.)
Если ученики правильно отвечают на вопросы, мы можем предположить, что наше объяснение или определение для них понятно.
На большинстве курсов TEFL, как CELTA, CELT-P, CELT-S, тренеры заботятся о том, чтобы преподаватели-trainees включали CCQs в свой урок. Некоторые тренеры даже доходят до того, что наказывают слушателей курсов за то, что НЕ записывали их в свои планы уроков!
Правила хорошего CCQ
Вы можете задаться вопросом, какие CCQs считаются правильными и когда их задавать. Мы собрали идеи от разных тренеров по подготовке преподавателей, и вот несколько рекомендаций относительно того, как эффективно создавать и использовать CCQs для обучения английскому языку:
- Используйте простой язык.
- Не используйте целевой язык (target language) в своих CCQs.
- Задавайте как общие, альтернативные, так и специальные вопросы, а также вопрос о совместном или жизненном опыте для того, чтобы проверить различные аспекты языковой единицы, которую изучаете. На эти (закрытые) вопрос студентам должно быть легко ответить.
- Одного CCQ недостаточно. Поставьте 3 или 4 вопроса.
- Используйте картинки, реалии, жесты и мимику, синонимы, антонимы, доску, аспекты времени в своих CCQs.
- Направляйте свои вопросы конкретным студентам. Не всегда нужно спрашивать у целого класса / группы или тех же, или только сильных студентов. Опрашивайте как можно больше студентов.
- Вопросы, которые заставляют студентов сказать «target language» — это не CCQs, а выявляющие вопросы (eliciting questions).
CCQs для обучения лексике
Создавать CCQs, когда вы преподаете новую лексику, достаточно просто. Они часто используются в рамках уроков PPP или TTT. Вам нужно будет подготовить их заранее. Также не помешает пользоваться словарем во время подготовки CCQs. Прежде всего, вам следует определить значение слова, а затем преобразовать это значение в закрытый вопрос. Давайте рассмотрим следующий пример:
They decided to go for a walk.
Если вы заглянете в словарь, вы найдете следующее определение «decide»:
- decide(verb) to choose something, especially after thinking carefully about several possibilities
Иными словами, три элемента слова «decide» следующие:
► They had a few possibilities.
► They were thinking carefully.
► They chose.
Следующий шаг — превратить их в вопрос:
► Did they have a few possibilities? (yes)
► Were they thinking carefully? (yes)
► Did they choose what to do? (yes)
► What did they choose? (to go for a walk)
Теперь попробуйте самостоятельно построить вопрос к какому-то слову. Вы увидите, что чем больше у вас практики, тем легче создавать CCQs. Это может быть даже интересно.
CCQs для обучения грамматике
CCQ по грамматическим понятиям может быть трудно сформулировать так, чтобы было понятно для студентов. Однако это – чрезвычайно эффективный инструмент, позволяющий студентам понять новую грамматику.
Главное помнить, что вы проверяете понимание ЗНАЧЕНИЯ грамматической конструкции! Также убедитесь, что вы КОНКРЕТНЫ.
Представим, что вы проводите своим студентам урок об общепринятом способе рассказать о будущем через настоящее длительное время
I am leaving on Friday night and I am coming back on Saturday evening.
Какое здесь значение? Вот три его ключевые аспекты, которые мы должны охватить:
► I am talking about future.
► I am not leaving now or coming back now.
► I decided to leave on Friday night and come back on Saturday evening. (probably I have tickets/arranged to go with someone etc.)
Давайте преобразуем их в вопросы:
► Are you leaving in the future or now? (future)
► Have you decided yet? (yes)
► Have you got tickets? (yes/no, but I am going with someone else etc.)
Не следует недооценивать значение CCQs, впрочем, многие учителя или забывают их использовать, или имеют проблемы с их построением. Мы надеемся, что наши сегодняшние советы помогут вам чувствовать себя увереннее с CCQs, и у ваших студентов не будет никаких проблем с пониманием английского языка, и они будут наслаждаться каждой минутой ваших уроков!
Вы сможете научиться строить CCQs, ICQs, eliciting questions и многим другим лайфхакам на наших курсах для преподавателей английского языка, а также присоединившись к программе Grade Teacher!
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)