Когда я планирую свои занятия, стараюсь прежде всего думать о том, как завлечь всех студентов. Впрочем, несмотря на все усилия, которые мы прилагаем как преподаватели английского языка, всегда находятся именно те застенчивые ученики, которые избегают зрительного контакта, неохотно поднимают руку и отвечают мягким, тихим голосом.
Думали ли вы о том, что помощь студентам в преодолении страха говорить на иностранном с другими может стать залогом их успеха в изучении языка? Practice makes perfect, поэтому, если они не будут чувствовать себя комфортно разговаривая на английском вслух на уроке, то могут оказаться не в совсем выгодном положении в реальной жизни. Предлагаю несколько идей, которые можно использовать, чтобы помочь стеснительным студентам чувствовать себя в своей тарелке.
Создайте эффективную среду
Как бы банально это не звучало, но создание гармоничной учебной среды — это логический первый шаг к эффективному преподаванию и содействие взаимодействию со / между своими учениками. Именно физическое пространство способствует привлечению к деятельности на занятии и создает у студентов чувство равенства.
Очень важным для возникновения взаимодействия, правильной атмосферы и поведения является то, как студенты сидят на занятии. Мы часто принимаем размещения парт и стульев как должное. Впрочем, на самом деле правильное положение кресла может стать полезным инструментом для достижения целей урока. Для тех, кто изучает иностранный язык, располагать учащихся следует таким образом, который позволял бы им поворачиваться лицом друг к другу, это открывало бы их к общению и создавало настоящее чувство сплоченности. Эта, казалось бы, мелочь – вовсе не мелочь, и правильное размещение, безусловно, может творить чудеса в плане привлечения внимания и участия всех студентов, даже тех, кто не успевает.
Существует три стиля размещения, которые обычно используются на уроке: традиционные ряды, U-образное и кластерное (группы / пары). У каждого есть свои плюсы и минусы, и всех их следует тщательно взвешивать для того, чтобы они соответствовали целям урока и стиля вашего обучения.
Если вы хотите привлечь студентов, то лучше не использовать традиционное размещение рядами, поскольку тогда внимание студентов будет постоянную приковано к вам. Вы не сможете проконтролировать чем все студенты занимаются на уроке, поскольку вам трудно будет добраться до последнего ряда. И желание как-то взаимодействовать отпадает, когда твой сосед сидит к тебе спиной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 8 признаков того, что на занятии английского ваши ученики действительно учатся
Если вы из тех, кто хочет больше сосредоточиться на самих студентах (student-centered teaching), разместите парты и стулья в форме буквы «U». Этот способ размещения подойдет, если у вас в группе от 3 до 20 студентов. Если же их количество превышает двадцать, то помещение должно быть достаточно большим, чтобы вместить U-образную форму. В таком случае вместо одной большой «U» создайте несколько меньших из пяти-шести человек.
При таком размещении, преподаватель может стать по центру группы, и ему будет значительно легче демонстрировать как нужно выполнять задания, следить выполняют ли его студенты, а последние в свою очередь смогут видеть преподавателя и друг друга и заниматься тем, что нужно.
Еще одна польза от такого расположения заключается в том, что преподаватель может использовать разговорный инструмент, такой как, например мяч, и передавать его по кругу, а студенты будут его держать и отвечать. Это дает возможность каждому говорить и по-настоящему побуждает других слушать, поскольку они будут смотреть друг другу в глаза. Психологически слушателю труднее настроиться, если он не будет видеть человека, который говорит; такое расположение поощряет слушать, поскольку слушатель, возможно, не захочет, чтобы его воспринимали как невнимательного / грубого по отношению к другим.
Еще один вид размещения, который эффективен на занятиях английского, так называемое кластерное размещение – это когда студенты сидят или в группах, или в парах. Эта концепция очень проста, так как студенты часто работают в группах, чтобы выполнить какое-то задание. Каждый может внести что-то, чего другие не знают, таким образом, они лучше выполняют задание.
В отличие от U-образного размещения, где студенты участвуют в задании в составе большой группы, при кластерном размещении они слушают инструкции преподавателя, но работают в небольших группах. Это может оказаться более полезным для стеснительных студентов или для тех, кто желает не разговаривать в большой группе. Кроме того, работа в маленькой группе дает им возможность сформулировать убеждения, получить обратную связь в относительно безопасной обстановке от нескольких людей и попрактиковаться озвучивать свое мнение перед тем, как открыться перед всем классом. Таким образом, взаимодействие сначала происходит в меньшей, безопасной среде перед тем, как выйти в большую.
Еще одной замечательной особенностью кластерного размещения учащихся является мобильность преподавателей. Вы можете проходить между ними и вести наблюдение или оценивать их работу. А это просто необходимо для работы с большими классами или группами.
Используйте collaborative learning
В малых группах взаимодействие получается более аутентичным и более личным, чем высказывание идеи перед многими людьми, потому что происходит лишь с несколькими учениками. Возникает чувство безопасности, которое побуждает большее взаимодействие стеснительных студентов, которые никогда не могут быть активными в большей группе. В группах и парах они беспрепятственно обмениваются мнениями, поскольку не подвергаются воздействию всего класса, что может привести к молчанию и нежеланию участвовать в той или иной деятельности.
Попробуйте уменьшить давление на застенчивого студента, попросив его поработать в паре с кем-то более разговорчивым и коммуникабельным. Более старательный студент, естественно, может инициировать больше дискуссий, одновременно позволяя своему слабому напарнику присоединиться и определенным образом попрактиковаться, не выходя из своей зоны комфорта. Не забывайте внимательно следить за этой парой и предложите поддержку, если увидите, что застенчивый студент молчит.
Позвольте ученикам двигаться
У каждого студента свой стиль обучения. Некоторые лучше воспринимают информацию на слух или, если видят, а другие – с помощью физического опыта: прикосновения, ощущения или действия. Вы можете неожиданно обнаружить, что студенты, которые обычно ведут себя тихо во время demos, лучше приобщаются к заданиям, предусматривающим физическую деятельность, например, песни с движениями или mingle activities. Движение и менее формальная атмосфера помогут им легко изъясняться на английском.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как заставить учеников шевелиться: mingle activities
Используйте role-plays и добавьте немного драматургии
Вы можете использовать различные ситуации или истории, которые могут произойти со студентами в реальной жизни, и предложить стеснительным ученикам поучаствовать в ролевых играх. Ролевые игры имеют ряд преимуществ:
- они веселые (и поэтому завлекают)
- помогают тем, кто стесняется говорить о себе (студенты могут примерять роль персонажа)
- предлагают широкий спектр языковых возможностей.
Вместо того, чтобы просто практиковать диалог в парах или группах, предложите ученикам проявить свое творчество и изобразить реальную жизненную ситуацию. Для этого они должны иметь определенное пространство, чтобы передвигаться по аудитории и дополнительное время для подготовки. Этой деятельностью можно заниматься на том же уроке, что и изучение новой темы, если ваши ученики хорошо понимают новый материал.
Использование драматургии на занятиях английского поможет вашим студентам связать словесное общение (лексику и грамматику), с невербальным общением: жестами, мимикой и движениями. Простое упражнение с вопросами и ответами ограничивает учеников. Драма поставит студента в ситуацию, когда речь, которой пользуются, будет иметь смысл в более широком контексте. Это также вызовет большую заинтересованность материалами, которые практикуются и усваиваются, и поможет студентам быть более мотивированными и участвовать в занятии. Также подобные мероприятия помогут вашим студентам взаимодействовать между собой и «забыть», что вы среди них. В свою очередь, возникнет расслабляющая, веселая атмосфера, в которой состоится качественная языковая практика. Предлагаем ознакомиться с видео от Донны Кларк, которая рассказывает какие упражнения можно использовать со своими студентами, чтобы они чувствовали себя увереннее!
Если вы работаете с младшими школьниками или в средней школе и хотите узнать еще больше о преподавании английского для этих возрастных категорий, а также сразу же применить знания на практике под руководством опытных преподавателей и тренеров, рекомендуем пройти курсы CELT-P и CELT-S. У нас сейчас продолжается набор.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)