Все мы знаем, что чтение — это знания, а знания — сила. Чтение на английском выстраивает мост между языком и культурой англоязычного мира. А еще это, пожалуй, самый важный навык для тех, кто только начинает изучать иностранный язык.
Как только вы выбрали «идеальный» материал для чтения на занятии английским, что нужно делать дальше? Ведь если правильно подойти к обучению чтению, то можно пойти дальше, чем просто научить студентов читать: а именно развивать навыки говорения, аудирования и письма. Если изначально учить студентов понимать прочитанное, это позволит расширить их словарный запас, практиковать произношение и развивать знания грамматики подсознательно. Да, именно подсознательно — ведь это лучший способ, в отличие от скучных правил.
Чтение — это также один из основных компонентов любого международного языкового экзамена, например, IELTS, TOEFL, или линейки Кембриджских экзаменов. Эти экзамены могут помочь студентам поступить в желанный университет или получить перспективную работу. Так как помочь студентам развивать такой необходимый навык?
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Перед тем как приступить к обучению чтению, очень важно определить уровень ваших студентов. События могут развиваться следующим образом:
- студенты умеют читать, но вы не знаете наверняка;
- студенты совсем не умеют читать.
Чтение не должно быть слишком сложным для того, чтобы студенты могли понять и, следовательно, выиграть от этого. Если студенты не понимают большинства слов на странице, текст для них слишком сложен. С другой стороны, если студент понимает все, что читает, у него нет мотивации, и он не учится ничему новому. Поэтому лучше оценивать уровень студентов с помощью коротких отрывков для чтения разной степени сложности. Это может занять около одной недели. Раздайте текст, по вашему мнению соответствует уровню ваших студентов, а затем проведите короткую дискуссию, задайте несколько вопросов и сосредоточьте внимание на лексике (используйте CCQs), чтобы определить, соответствует ли отрывок уровню студентов. Если он окажется слишком легким или слишком трудным, подберите другой и повторяйте процедуру, пока не достигнете уровня, оптимального для студентов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как научить взрослых хорошо писать на английском?
Когда речь идет о понимании прочитанного на начальном уровне, для студентов чрезвычайно важно иметь некоторые базовые навыки.
Начать с изучения алфавита — очевидный первый шаг. Далее добавляем основную лексику. После того, как фундамент построен, можно начинать добавлять сложные компоненты, такие как, например, предлоги и артикли. Как это будет выглядеть на практике?
В группе, где все начинающие, проведите быструю разминку сосредоточенную на буквах прежде чем перейти к общему чтению. Возобновление знаний алфавита позволит продолжать занятия без перерывов и не отвлекаться во время практического этапа урока.
Как только с алфавитом покончено, переходите к словам. Помогите своим студентам произносить и распознавать слова, когда они предстают перед ними. Большинство носителей английского языка научились читать именно таким образом, а создание прочной основы с самого начала сделает ваш урок более эффективным в долгосрочной перспективе. Небольшие карточки, презентация PowerPoint или игра со словами — все это может быть хорошим вариантом лексической разминки.
Важно выбирать для разминки слова, имеющие отношение к вашим ученикам, например, то, что у них есть дома или чем они интересуются. Слово «dog», конечно, касается почти всех людей в мире и может легко использоваться в предложении.
Слово «dog» можно использовать в предложении, например, «Tom has a dog». Вы можете легко трансформировать слова, которые ваши ученики произносили и обсуждали со своими одногруппниками, в предложения.
Не забывайте строить урок так же, как строите каменную стену, кирпичик за кирпичиком. Это позволит вашим студентам поддерживать базовые знания материала. Формулируйте предложения, используя слова, которые вы обсуждали ранее, добавляйте к ним контекст и продолжайте дальше.
ГОТОВИМСЯ ЧИТАТЬ ДЛИННЫЕ ТЕКСТЫ
Прежде чем пригласить своих учеников в литературный сад новых слов и сложных предложений, нужно подобрать материал, который им подойдет. Выясните чем они интересуются. Часто есть общие темы, интересующие всех: семья, компьютеры, кулинария, путешествия и др. Расспросите студентов об их интересах в первые дни занятий и подберите материал в соответствии с ними. Обучение чтению с текстами на эти темы повысит мотивацию студентов, а значит, они действительно будут их читать и совершенствовать свои навыки.
После того, как вы выбрали текст для чтения, выполните некоторые задания перед началом чтения. Например, выберите 5 до 7 ключевых слов, касающихся темы текста для чтения. Ваши студенты неизбежно натолкнутся на новые слова при чтении. Но, если немного с ними поработать заранее, это придаст им больше уверенности, когда они увидят и поймут слово, которое они только что изучили, в тексте.
Еще одно замечательное задание перед чтением текста — обсуждение об авторе материала в классе или группе. Вы можете использовать рисунки и позволить своим студентам обсудить жанр, в котором пишет автор, а также то, откуда он или она, чем ему или ей нравится заниматься и тому подобное.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как помочь своим ученикам усовершенствовать навыки чтения и аудирования?
Вы также можете поделиться важными терминами из материала для чтения и кратко их обсудить. Таким образом вы даете своим студентам базовые знания о том, что будет в тексте. Возможно, вам даже захочется, чтобы ваши ученики попытались быстро прочитать текст. Skimming предусматривает поиск определенных типов слов и информации в тексте без чтения. Что сразу бросается в глаза? Цифры, цвета, привычная знакомая лексика, места и имена — это часто вещи, которые мы сразу видим в незнакомом тексте. Дискуссия перед чтением помогает сформировать background knowledge и понятность текста, а также дает учителю представление о том, на что нужно больше обратить внимание.
Знакомьте студентов с различными моделями дискурса. Форма повествования знакома большинству из нас. С помощью рассказов преподавать легко: мы читаем и слышим истории почти всю свою жизнь. Однако отчеты, деловые письма, личные письма, статьи и эссе — это также жанры, которые студенты должны понимать, когда окончат школу или курсы и устроятся на работу или продолжат обучение. Мы понимаем эту модель дискурса, то есть ее структуру. В основном все связано хронологически; используются формы глаголов прошедшего времени; рассказ построен вокруг серии драматических событий, которые достигают апогея или кульминации и тому подобное.
Модель дискурса, например, эссе может быть менее привычной, но все же важной для понимания текста: она построена вокруг ряда тем, связанных с одной основной идеей или тезисом. Знание модели дискурса позволяет читателю знать, чего ожидать, а следовательно, повышает понимание текста.
Очень хорошей идеей для уроков чтения является работа в группах, когда студенты читают друг другу вслух, обсуждают текст, составляют вопросы и ответы и тому подобное. Работа в группах обеспечивает интерактивность, крайне необходимую для повышения мотивации и обучения.
Используйте чтение вслух — это когда читает только один человек: вы или студент. Это стратегия, которая лучше всего работает с подростками и взрослыми, хотя вы, несомненно, можете использовать ее с младшими школьниками. Но, по собственному опыту, young learners нужна большая поддержка в чтении вслух, поэтому с этой возрастной категорией более эффективным будет хоровое чтение. Взрослые имеют разные потребности. Важной потребностью является потребность в улучшении произношения. Чтение вслух идеально подходит для этого. Как это работает:
- выберите текст для чтения;
- прочитайте отрывок вслух, студенты следят. Обязательно моделируйте правильное произношение и интонацию;
- проверьте понимание. Предполагая, что новых слов не слишком много, задайте несколько вопросов на понимание текста и обратите внимание на любые сомнения относительно текста или значений любых слов / выражений;
- далее студенты читают по очереди вслух. Один студент читает, например, один абзац. Обратите внимание, какие слова или фразы ему особенно трудно произносить. Когда он закончит чтение, попросите его повторить слова / фразы / предложения, с которыми у него / ее были проблемы. Пусть класс или отдельные студенты также повторят слово / фразу / предложения, пока они не произнесут их правильно. Следующий студент читает следующий абзац и т.д…
Вы можете читать вслух несколькими способами, но всегда должен быть момент, когда вы моделируете чтение и другой момент, когда ваши ученики повторяют. Это не только помогает им усвоить правильное произношение и интонацию, но и понять текст. Многие студенты говорят, что, читая что-то вслух то впервые, они понимают половину прочитанного, так как обращают внимание на произношение. Другие утверждают, что звук собственного голоса их отвлекает. Но этих проблем можно избежать, если преподаватель читает первым: вы моделируете правильное произношение, и студенты имеют больше шансов понять текст.
Свяжите чтение с другими дисциплинами, с внешним миром, с другими студентами. Например, разыграйте сценки из прочитанного, или проведите экскурсии на эту тему. Помогите ученикам увидеть ценность чтения, связав его с внешним миром и показав там его использование.
Очень часто мы читаем текст, а потом не возвращаемся к нему снова. Однако если привязать к нему работу над лексикой, грамматикой, вопросами на понимание и дискуссиями, то увеличатся шансы на понимание прочитанного и будет стимулироваться процесс обучения.
Как оценивать чтение? Очень часто люди думают о «test», когда слышат слово «оценка». Но на самом деле самые ценные оценки — менее формальные: например, преподаватель может ходить и наблюдать за студентами, которые обсуждают прочитанное. Показывает ли обсуждение, что они действительно понимают текст? Другими средствами неформального оценивания могут быть короткие опросы или анкеты.
Не растягивайте чтение слишком долго во времени — стройте занятия так, чтобы ваши студенты могли понимать общие и конкретные понятия в тексте. Делайте это весело и с удовольствием, тогда вы получите больше энтузиастов и уверенных в себе начинающих студентов.
Недавно мы писали о том, как понять, что на уроке английского ваши студенты действительно обучаются.
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)