Иногда оглядываться назад даже очень полезно, ведь кого не мотивирует собственный прогресс? Так и в обучении английскому или другим языкам мы должны создать у наших студентов ощущение собственной успеваемости и настроить их на развитие собственных знаний и навыков. Другими словами, выстроить growth mindset. Поговорим о том, как давать студентам задания, говорящие им: “You can be as smart as you want to be”.
Содержательные задания дают студентам четкое ощущение прогресса и приводят к мастерскому владению языком. Это означает, что студенты могут сами видеть, как выполняют задачи, которые раньше не могли выполнить, и понимают понятия, которых раньше не могли понять. Работа, которая дает студентам чувство усовершенствования навыков и знаний в результате усилий, дает учителям возможность похвалить студентов за их процесс. То есть учителя могут отметить, что усилия студентов привели к прогрессу и улучшению со временем.
“Individuals with a fixed mindset believe that their intelligence is simply an inborn trait — they have a certain amount, and that’s that. In contrast, individuals with a growth mindset believe that they can develop their intelligence over time.” (The New Psychology of Success. Carol S. Dweck)
Профессор психологии Кэрол Двек предполагает, если создать для студентов возможности четко увидеть усовершенствование собственных знаний, то это может дать им истинное ощущение прогресса, а самоконтроль может быть эффективной стратегией для достижения этой цели.
Развитие навыков самоконтроля предполагает, что мы должны научить студентов следить за степенью усвоения учебного материала, развивать в них умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, а также научить их самостоятельно устранять выявленные недостатки.
Key Vocabulary Lists
Перед началом изучения темы раздайте студентам список ключевых слов, которые будут в ней изучаться. Многие коллеги поступают так, но просят студентов выучить слова заранее. Так делать нежелательно, ведь обособленные слова не имеют никакого контекста, и так вы только усложняете задачу для своих студентов, или делаете ее почти невозможной для выполнения, и совсем неэффективной. Вы можете попросить студентов отметить слова по категориям:
I know — слова, которые они точно знают;
I might know — слова, которые они слышали или в значении которых не совсем уверены;
I don’t know — неизвестные слова.
Соберите заполненные листы, а в конце изучения темы раздайте студентам новые. После того, как студенты сами проверят себя, позвольте им сравнить более старый список с только что заполненным. Таким образом, они могут самостоятельно оценить свой прогресс.
Замаскированный самоконтроль
В данном случае речь идет об аудировании. К сожалению, очень часто коллеги используют его только для контроля, то есть посредством тестирования. Для некоторых студентов, и без того испытывающих трудности с пониманием прослушанного, это создает еще больший стресс. А еще студентам часто приходится на уроках слушать то, что выбирает учитель, и это не всегда интересно.
Что нужно сделать:
- создать для студентов возможность выбирать контент для прослушивания или просмотра;
- аудирование должно происходить для удовольствия, развлечения или получения полезной информации;
- выработать у студентов привычку слушать контент на английском.
Все эти задачи легко решить, если сказать студентам, что теперь они будут смотреть сериалы на английском языке в качестве постоянного внеклассного занятия, и их просмотр будет использоваться в качестве основы для деятельности в классе. Скажите им, что если это делать регулярно, они заметят разницу в понимании на слух до конца курса/года. На следующем занятии вы спросите, какой сериал они выбрали. Студенты могут смотреть и то, что уже видели на своем родном языке. Как правило, короткие эпизоды, например 25 минут, работают лучше всего.
На следующем занятии попросите студентов рассказать своему напарнику/группе, какой сериал они будут смотреть, и скажите, что они должны смотреть хотя бы один эпизод в неделю. На этом этапе было бы неплохо дать им лексику, которая пригодится для рассказа о своем любимом сериале.
Проводите еженедельные занятия, на которых студенты могут рассказывать о том, что они смотрят, и о своем опыте. Еженедельно задавайте какой-нибудь другой вопрос или задание. Например:
- Do you watch your series at home or on the move?
- When do you watch your series and who do you watch with?
- Would you recommend your series?
- How much did you watch without subtitles?
- How many times do you watch your episode?
- Describe a memorable scene from your series.
- Who’s your favourite character and why?
- Which character is the easiest/most difficult to understand and why?
- Teach your partner a phrase you learnt and the context it came up in.
- Do you think your listening is improving and how?
Задайте последний вопрос только тогда, когда прошло достаточно времени, чтобы студенты увидели разницу.
Checklists
Такие задачи можно выполнять в конце занятия или изучения определенной темы, и они часто встречаются в современных учебниках. Например:
p.17, Focus 3 Workbook. Pearson Education Limited
В конце занятия попросите студентов написать свое отношение и мнение относительно техник и заданий. Создайте критерии оценивания на основе параметров, которые отвечают целям урока и потребностям студентов. Например:
Was I able to complete the task? Was I able to generate ideas? Did I use Present Perfect correctly? Did I use Past Simple where necessary? Was I able to talk about the latest news I heard?
Присоединяйтесь к нашему курсу CELTA!
Video/Voice Recording
Этот прием отлично работает для контроля навыков говорения. Студенты могут выполнять задания как в парах или группах, так и самостоятельно. Как и в предыдущем задании вам понадобятся определенные критерии, которые будут служить ориентирами для студентов. Предложите студентам записать аудио или видео друг друга с помощью своих телефонов. Затем студенты работают в парах/группах, смотрят или прослушивают запись и оценивают выполненное задание в соответствии с установленными критериями или тем, на что следует обращать внимание. Это хороший способ сосредоточиться на конкретных аспектах говорения и определить над чем нужно работать. Студенты могут быть своими худшими и лучшими критиками. Такая деятельность показывает недостатки, которые им следует преодолеть и дает им представление о том, что они делают хорошо и над чем нужно работать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 12 эффективных шагов, которые повысят мотивацию студентов к изучению английского
Speaker, listener, note-taker
Можно сказать, что эта задача очень похожа на предыдущую, но она предполагает четкое распределение ролей студентов. Их будет три: говорящий, слушающий и записывающий.
Разделите класс на группы по 3 студента. В каждой группе должен быть speaker, listener и note-taker. В общей сложности будет три раунда продолжительностью 2 мин, в которых студенты должны высказывать свое мнение по тому или иному вопросу. Дайте студентам несколько минут, чтобы они могли спланировать ответ. В каждом раунде роли меняются. Темы изменяются в каждом раунде тоже. Темы, которые всегда хорошо работают, включают рассказ о себе, праздниках, родном городе, хобби, домашних любимцах, прошлых выходных, работе и любимой пище и т.д.
Скажите listeners, что они должны слушать внимательно, а в конце задать один вопрос отвечающему. Объясните каждому note-taker, что он должен дать фидбек об одном из аспектов (grammatical accuracy, range of vocabulary, different collocations, pronunciation or fluency и т.д.) после того, как speaker закончит и ответит на вопросы от listener. После завершения трех раундов студенты обсуждают свою реакцию на полученный отклик.
Чтобы разнообразить это задание, воспользуйтесь следующими советами:
- позвольте отвечающему выбирать аспект, по которому он хочет получить фидбек;
- позвольте слушателю также сказать, насколько он соглашается или не соглашается с отзывом, который дал note-taker;
- speaker оценивает собственный ответ, а тот, кто делает заметки, говорит, согласен ли он или нет;
- note-taker может давать только положительный отзыв.
Письменная рефлексия
В конце урока или определенной деятельности, используя набор рефлексивных вопросов, предложите студентам кратко ответить на вопросы. К примеру: Что самое важное из того, что я сегодня узнал? Что нового я узнал? Что я не знал и узнал сегодня? Я что-нибудь не понял?
Задания для самоконтроля на самом деле могут быть очень эффективными и мотивирующими для наших студентов, хотя и требуют определенного времени для подготовки. Но чего же не сделаешь ради успеха тех, кто учит английский?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как давать фидбек по Speaking?
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)