Согласитесь, что хорошо писать – это действительно большое мастерство. Как часто вы со своими учениками пишете на занятиях? Может, вы предпочитаете задавать упражнения по письму как домашние задания? Знаете ли вы какие-либо подходы к практике навыков письма вне аудитории? Какова ваша роль в обучении письму? Давайте узнаем больше об этом и испытаем несколько новых упражнений и ресурсов для овладения навыками письма.
Процесс и продукт
Во время обучения письму мы можем сосредоточиться на конечном продукте или самом процессе написания.
Традиционный подход, ориентированный на продукт (product-oriented approach), делает акцент на механических аспектах письма, таких как сосредоточение внимания на грамматических и синтаксических структурах и имитации моделей. Основная идея здесь – воссоздать образец текста. Этот подход прежде всего касается правильной формы конечного продукта.
Подход, ориентированный на процесс (process-oriented approach), подчеркивает, что само письмо – это процесс, с помощью которого создается смысл. Иными словами, письмо в значительной степени касается способа развития и выражения идей. Вместо того, чтобы обращать внимание на форму, студенты сосредотачиваются на том, насколько четко и эффективно они могут выразить и организовать свои идеи.
Ванесса Стол дает более подробное сравнение продуктивного и процессуального подходов к обучению письму и описывает этапы таких уроков. Вот основные отличия:
Только от вас и ваших учеников (а также от жанра самого текста) зависит, какой подход вы будете использовать. Например, официальные письма или открытки имеют очень фиксированные черты. Поэтому вы, вероятно, примените подход, ориентированный на продукт, который будет сосредоточен на изложении, стиле, организации и грамматике. Другие жанры, такие как дискурсивные эссе и рассказы, могут поддаваться процессуальному подходу, ориентированному на идеи учеников.
Роль учителя/преподавателя
По словам Джереми Хармера, когда учащимся предлагается писать, учителю необходимо выполнять некоторые важные роли (The Practice of English Language Teaching, 3rd edition, 2003, p.261–262). А именно следующие:
МОТИВАТОР. Задача преподавателя – мотивировать учащихся. Как именно? Создать надлежащие условия для генерирования идей, убедить студентов в полезности их деятельности и поощрить приложить максимальные усилия для максимальной пользы.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ. Преподаватель должен быть готов предоставлять информацию и необходимые языковые структуры (например, слова или грамматические конструкции, перевод и т.д.) там, где это нужно. Студенты должны видеть, что мы готовы помогать, просматривать их работы во время написания, давать советы и предлагать конструктивные решения.
ФИДБЕК-ПРОВАЙДЕР. Реагируйте положительно и обнадеживающе на написанный учениками контент. Предоставляя отзывы по содержанию или правильности, следует выбрать, на чем именно сосредоточиться в зависимости от потребностей учащихся на данном этапе, а также задач, которые они выполняют.
Упражнения
- Растяжение предложений.Запишите на доске простое предложение, например: “A man was playing the guitar”. Задача учеников – расширить его, используя как можно больше прилагательных, оборотов и т.д., но так, чтобы предложение не потеряло смысл. Например:
A middle-aged man was playing the guitar.
A middle-aged man was playing the old guitar.
A middle-aged but goodlooking man was… etc.
- Рассказ из 50 слов.Сначала прочитайте и обсудите с учениками некоторые истории из http://fiftywordstories.com. История на 50 слов – это выдумка, написанная ровно из пятидесяти слов. Как и любая другая форма художественной литературы, рассказ из 50 слов должен иметь начало и конец, развитие сюжета и персонажей, а также тему, мораль или определенную цель. Многие рассказы на 50 слов построены вокруг поворотов сюжета или кульминационных моментов.
Предложите ученикам несколько тем, например «A day to remember», «Holiday romance» и тому подобное. Это может быть связано с тем, что они недавно выучили. Разделите учеников на пары. Сначала они придумывают идеи для истории, а затем пишут черновик рассказа без ограничений по количеству слов.
После этого пары учеников обмениваются черновиками друг с другом. Дайте им новое задание: отредактировать полученные рассказы так, чтобы в них было ровно 50 слов. Вы можете установить дополнительные критерии для этой деятельности, например: история должна содержать 2 наречия, степени сравнения, определенную лексику и т.п.
- Истории для социальных сетей.Это еще один вариант, который можно использовать со своими учащимися. Как и в предыдущем задании, вы можете попросить их написать историю для социальных медиа, например, для Twitter. Скажите им, что они могут использовать только определенное количество символов.
- Между строк.Дайте ученикам первую и последнюю строки рассказа. В группах они должны написать истории, которые происходят между этими строками.
- Портреты.Покажите студентам портреты разных известных людей. Попросите их написать письмо от одной из этих личностей другой.
- Музыкальные описания.Приготовьте «нарезку» различных мелодий. Включите музыку. Попросите своих учеников написать то, что, по их мнению, описывает композитор.
- Музыкальные истории.Продиктуйте учащимся предложение, например, «As she came round the corner he saw her». Скажите им, что это первая строка рассказа. Задача – продолжать рассказ, пока играет музыка. Мелодия должна быть печальной.
После этого продиктуйте то же предложение еще раз и скажите студентам написать новую историю. На этот раз музыка должна быть веселой. После окончания ученики обмениваются тетрадями и зачитывают одну из историй перед всеми. Остальные должны отгадать, под какую музыку было написано это произведение.
Это лишь несколько идей о том, как сделать уроки письма более захватывающими и с чего начать. Если вы хотите узнать больше об обучении письму и получить вдохновение для своих уроков, переходите по следующим ссылкам:
60+ ESL Writing Assignments, and 5 Ways to Open with a Bang
5 Activities Guaranteed to Get Your Students Excited About ESL Writing Practice
Classroom Activities which Involve Writing
ESL Cafe’s Idea Cookbook — Writing — Dave’s ESL Cafe
Еще больше полезного для преподавателей английского:
Как сделать обучение письму интереснее: активности и советы
Как креативно использовать упражнения из учебников на уроках английского
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)