👋🏻 Если бы вас попросили назвать инструмент, который вы чаще всего используете на уроке, вы, вероятно, назовете учебник. Сегодня существует огромное разнообразие печатных материалов, ежедневно публикуются новые! Однако мы должны признать, что идеального учебного пособия, к сожалению, не существует, и преподавателям все равно нужно адаптировать печатные материалы к потребностям учащихся. Предлагаем несколько полезных советов о том, как использовать печатные упражнения, добавить креативности и даже создавать «экологические» активности (то есть с использованием минимального количества ресурсов или, вообще, без них).
«Представьте, что вам предстоит преподавать английский язык для взрослых в отдаленной части мира, где нет абсолютно никаких учебных ресурсов и электроэнергии. Из-за весовых ограничений авиакомпании можно взять из этого списка только три предмета. Какие предметы вы бы взяли?
- шесть грамматических справочников с упражнениями;
- годовую подписку на еженедельную газету по английскому языку;
- набор палочек Кюизенера;
- избранные произведения Шекспира;
- десяток экземпляров текущего учебника;
- таблицу звуков английского языка;
- подборку градуированных произведений для чтения на различных уровнях;
- магнитофон на батарейках и колонки…”
Это задание из книги С. Торнберри и П. Уоткинса для участников курса CELTA. Есть из чего выбрать, не так ли? Однако наши ресурсы несколько ограничены, особенно во время преподавания по учебным пособиям. Вы можете спросить: «Что не так с использованием учебника?».
Вообще-то, во многих случаях, ничего! Ведь они постоянно обновляются, к ним добавляют новые и актуальные темы, идеи и методику, то есть преподаватель фактически имеет большой набор ресурсов под рукой.
С другой стороны, и вы, вероятно, это замечаете, иногда школьникам не нравится работать с книгой, особенно если она не хорошо подобрана с учетом их возраста, интересов и потребностей. Иногда им просто не хватает немного разнообразия на уроках или, возможно, вы сами немного хотите отдохнуть от привычной рутины.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ УПРАЖНЕНИЯ ИЗ УЧЕБНИКА
Вы можете изменять (переписывать) упражнения учебника, добавлять что-то к заданию или использовать печатные упражнения (worksheets) из других ресурсов. Вы также можете изменять порядок выполнения упражнений из учебника и менять инструкции, чтобы сделать задания более коммуникативными. Упражнения можно использовать:
- как ‘fillers’ и ‘warm-ups’;
- для повторения, практики и подготовки к тесту или экзамену;
- для закрепления пройденного материала;
- для работы в парах или малых группах, для развития навыков общения и командной работы;
- в больших классах, когда ученики посильнее закончили выполнять задания раньше всех, вы можете давать дополнительные worksheets, чтобы занять их;
- для оценки обучения и/или прогресса и т.п.
И это лишь несколько идей. Как только вы сосредоточитесь на достижении цели обучения (согласно потребностям ваших учеников), вы можете изменять или устранять задания учебника настолько, насколько вам это нужно.
КАК АДАПТИРОВАТЬ
Один из способов адаптации упражнений из учебных пособий, чтобы они способствовали творчеству – открыть закрытые задания. Так студенты будут давать разнообразные личные ответы, а не одинаковый правильный ответ на всех. Брайан Томлинсон в своей книге ‘Creativity in the English language classroom’ предлагает:
- Обыгрывание текстов
Это можно сделать двумя способами. Один ученик читает отрывок из текста, а учитель обыгрывает его. Или ученики как можно более драматично обыгрывают текст из учебника, который учитель читает вслух.
Например, перед тем, как прочитать вслух корейскую народную сказку о трудолюбивом, но бедном фермере и его ленивом, жадном и богатом брате, учитель делит класс на две половины и говорит одной половине учеников обыграть, что делает трудолюбивый брат, а другая половина обыгрывает то, что делает ленивый. После этой драматизации текста учитель задает Yes/No questions из учебника как личные вопросы братьям.
Например, вместо того, чтобы спрашивать «Was X lazy?», учитель спрашивает «Were you lazy? Why?». Тогда, вместо того, чтобы задавать вопросы из учебника о морали рассказа, учитель дает ученикам-персонажам задание подумать о том, чему они научились, из того, что с ними произошло. Эти изменения легко осуществить и оживить рассказ из учебника.
- Создание рассказов по словам
Найдите «drill» в своем учебнике. Используя оттуда слова, придумайте и запишите причудливый рассказ, а потом прочтите его ученикам. После этого пускай они в группах пишут и исполняют еще одну причудливую историю, используя те же слова. Таким образом ученики слышат и произносят проблемные слова много раз, к тому же более захватывающими способами, которые лучше способствуют запоминанию, чем просто повторение их без контекста во время урока.
- Неправильные ответы становятся правильными
Например, такое задание:
‘In pairs, decide on the rules for a classroom. Complete the sentences with: can, can’t, have to or don’t have to.’
‘You ___________ keep quiet in the classroom.’
Меняем на:
‘Use ‘can’t and ‘because’ to complete each of the sentences.’
‘You ___________ keep quiet in the classroom.’
- Создание текстов по вопросам
Учитель задает учащимся вопросы на понимание текста, и так они создают (пишут) собственный текст.
- Ответы на вопросы
Превратите задачи в закрытых парах на соревнования, разделив учеников на две группы. Каждая составляет дополнительные вопросы, которые они будут задавать своим одноклассникам.
Как бы ни был хорош учебник, он никогда не будет идеальным для каждой отдельной учебной ситуации. Он всегда будет нуждаться в адаптации, модификации или дополнениях. Единственным ограничением для этого станет ваше время и фантазия. Если у вас есть и то, и другое, достичь целей можно довольно легко!
Больше способов использования печатных упражнений здесь:
— Making the Textbook More Communicative
— 5 Ways to Make Text Book Exercises Fun
— Should I Follow a Really Boring Textbook?
Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)