grade grade
Программы и экзамены
Меню
Проверить свой уровень
Золотые Ворота, ул. Ярославов Вал, 13/2-б

(044) 580 11 00

  • (050) 580 11 00
  • (063) 580 11 00
  • (098) 580 11 00

ru

  • RU
  • UK
  • EN

Кабинет

  • Учебные программы
  • Английский для взрослых Английский для детей 6–12 лет Английский для подростков 13–17 лет Корпоративный английский Клубы нашей школы Библиотека
  • Экзаменационный центр
  • Cambridge Assessment English IELTS TOEFL iBT Cambridge Assessment Admissions Testing
  • Тренинговый центр
  • Teacher Training Centre Grade Teacher CELTA DELTA TKT Вебинары, воркшопы, конференции
  • О компании
  • Преподаватели
  • Лицензии
  • Партнёры
  • Блог
  • Новости
  • СМИ про нас
  • Галерея
  • Вакансии
  • Контакты

Кабинет

Проверить свой уровень
  • О компании
  • Преподаватели
  • Лицензии
  • Партнёры
  • Блог
  • Новости
  • СМИ про нас
  • Галерея
  • Вакансии
  • Контакты

Золотые Ворота, ул. Ярославов Вал, 13/2-б

(044) 580 11 00

  • (050) 580 11 00
  • (063) 580 11 00
  • (098) 580 11 00

info@grade.ua

  • RU
  • UK
  • EN
  1. Главная
  2. Блог
  3. Дислексия: что нужно знать преподавателю английского об этой особенности у детей

Дислексия: что нужно знать преподавателю английского об этой особенности у детей

  • Юлия Чорна

    Content manager

dyslexia
4.11.2020
7 минут
  • Activities & Resources
  • General English
  • Teaching tips & tricks
  • Young Learners

Если 20 лет назад в нашей стране всех обучали одинаково, то сегодня все чаще можно услышать, когда говорят о таком диагнозе как дислексия, и в частности о том, что таких детей нужно как-то по-другому учить, в том числе и английскому языку. Что же это на самом деле такое — дислексия — неспособность или особенность ребенка? Как распознать ребенка с таким диагнозом? Стоит прилагать усилия и какие именно, чтобы научить такого ученика английскому языку? Обо всем этом далее.

Чем особенные люди с дислексией?

Если коротко, то дислексия — это совокупность симптомов, связанных с трудностями овладения речевыми навыками, в первую очередь чтением. Однако у людей с дислексией есть проблемы и с другими навыками, в частности письмом и произношением. При этом уровень интеллекта людей — обычно нормальный или высокий. Когда мы говорим о дислексии, не стоит путать ее с изъянами, эмоциональными нарушениями или умственной отсталостью. На самом деле, это особенность, ведь мозг этих людей просто по-другому устроен.

Что происходит в мозге человека, когда у нее есть дислексия? Как известно, важную роль в получении, передаче и усвоении информации играют нейроны. Они соединяются между собой и образуют своеобразные цепочки с нейронными связями, по которым информация передается от одной части мозга в другую. У человека с дислексией скорость передачи этой информации значительно ниже за счет того, что расстояние между нейронами несколько больше, чем у обычных людей. Именно поэтому им необходимо дополнительное время для выполнения этих задач.

Понятие дислексии выходит за рамки обучения и школы, ведь эта особенность влияет и на другие сферы жизни человека. Дислексия влияет на память, скорость усвоения новой информации, тайм-менеджмент, различные организационные проблемы. Даже во взрослом возрасте человеку с дислексией, который, например, хочет стать водителем, может быть трудно выучить правила, запомнить все знаки. Если это музыкант, ему трудно выучить наизусть и читать ноты, ведь эта проблема связана именно с чтением. Однако своевременная помощь дает шанс на то, чтобы быть успешным и жить полноценной жизнью. Для этого нужна поддержка родителей и учителей, друзей и коллег, то есть людей, которые окружают этого особенного человека. Некоторые дислексики прекрасно реализуют себя в жизни, например: Леонардо да Винчи, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Уинстон Черчилль, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Джон Леннон, Пабло Пикассо, Уолт Дисней, Стив Джобс, Ричард Брэнсон, Стивен Спилберг. Даже некоторые писатели с мировыми именами имели расстройства способности к чтению — Ганс Кристиан Андерсен, Льюис Кэрролл, Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

К сожалению все причины возникновения дислексии точно не известны, однако ряд исследований показал, что среди основных: наследственность, осложненные роды, внутриутробная инфекция или любое иное повреждение ЦНС. Стоит знать, что дислексии можно и не заметить у ребенка пока он не начинает писать или читать. Больше всего дислексия проявляется тогда, когда дети начинают изучать буквы, складывать их в слоги, а потом в слова. Именно тогда родители, воспитатели или учителя могут заметить эту особенность. То есть примерно от 4-5 лет до конца первого класса (7-8 лет). Именно в этот период родителям рекомендуется обратиться к специалисту за помощью.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 интересных заданий для уроков английского с сохранением социальной дистанции

Как распознать дислексию?

Если вы хотите распознать дислексию, лучше доверить это специалисту. Более того, если у ребенка есть какие-то проявления, это вовсе не означает, что в будущем у него будет дислексия. Однако есть ряд особенностей, которые могут на нее указывать и на которые надо обратить внимание.

Некоторые дети начинают поздно говорить. Например, Альберт Эйнштейн, не разговаривал до трех лет. Ему трудно было говорить, и до семи лет он подбирал слова. В школе его плохой уровень по арифметике и большие трудности с иностранным языком позволили учителю предположить, что из него «ничего хорошего не выйдет».

Также дети неправильно составляют слова в предложения или переставляют слоги в словах. Важно, что эти ошибки повторяются, даже когда родители исправляют их.

Детям трудно учить стихи наизусть. Для детей с дислексией — это действительно проблема, ведь они очень хорошо понимают смысл стихотворения, могут его передать. Однако запомнить четкую последовательность им очень сложно.

Дети часто забывают названия определенных предметов, которые они знали раньше. Когда они не могут вспомнить название определенного предмета, то начинают его описывать. Могут забывать имена других детей в группе или в классе, когда их много.

Заметить проблему в школе гораздо проще, ведь очевидно, что ребенок не может научиться читать: он не может запомнить названия букв и сложить их в слоги. Также дети часто путают буквы, которые внешне похожи между собой, игнорируют знаки препинания. А на письме не чувствуют, когда их нужно ставить.

Когда ребенок взрослеет, дислексия никуда не исчезает. Однако ее проявления становятся менее яркими. Ребенок все еще делает ошибки, медленно читает, хотя количество этих ошибок уменьшается, качество, скорость и техника чтения улучшается. Тем не менее, такие дети все еще отстают от своих сверстников.

Например, американский художник украинского происхождения, Энди Уорхол, почти в каждом предложении на письме делал причудливые орфографические ошибки. Биограф Уэйн Кестенбаумом нашел доказательства дислексии Уорхола через некоторые необычные закономерности: «vedio» вместо «video,» «polorrod» и «poliaroid» вместо «Polaroid,» «tailand» вместо «Thailand,» «scrpit» вместо «script,» «pastic «вместо» plastic, «» herion «вместо» heroin, «и» Leory «вместо» Leroy «. Биографы предполагают, что сочувствующие одноклассники в колледже помогали ему писать. Но этих дружеских совместных усилий было недостаточно, чтобы пройти на курс «Мысли и высказывания» в Carnegie Tech, и он провалил свой первый курс.

Леонардо да Винчи имел другую особенность. Он постоянно зарисовывал свои идеи изобретений. В основном он писал свои заметки в обратном зеркальном отображении:

Хотя это и необычно, такое качество иногда присуще другим взрослыми левшам-дислексикам. В основном они даже не осознают, что пишут таким образом; для них это простой и естественный способ писать.

Еще одно проявление дислексии — быстрая утомляемость и головная боль, которая появляется даже после часа интенсивной работы.

Если родители или педагоги замечают такие проблемы у ребенка в любом возрасте, необходимо обратиться к специалистам за помощью: логопеду, нейропсихологу, коррекционному педагогу, дефектологу или психиатру. Они смогут провести специальные тесты, которые бывают для разных возрастов, и смогут подтвердить или опровергнуть дислексию.

Дислексия сопровождает человека всю жизнь. Поэтому для того, чтобы с возрастом навыки улучшились, необходимо много читать, слушать аудиозаписи, заниматься коррекционной работой, развивать зрительную память, а главное — чувствовать поддержку родных и особенно учителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что такое “rapport” и как его построить на уроках английского языка

Рекомендации преподавателям английского и не только

Если в классе 30 учеников, то 3-4 из них могут иметь те или иные проявления / формы дислексии. Также не стоит думать, что дети с дислексией плохо учатся в школе, поскольку недостаточно работают или они ленивы. Ведь очень часто именно так учителя называют детей, у которых на самом деле дислексия.

Следует учитывать и то, что на сегодня программы обучения, утвержденные министерством, не приспособлены для детей с образовательными проблемами, и поэтому эти дети физически не могут выполнять задания из учебного плана.

Советы, которыми делится преподаватель нашего центра, Алена Украинская, касаются не только детей с дислексией и не только уроков английского языка.

  • Не начинайте опрос из детей с образовательными потребностями. Например, очень часто учителя просят учеников прочитать текст вслух. Имеется в виду чтение текста для того, чтобы потом ответить на вопрос, обсудить этот текст, выполнить задание после текста. Такую задачу трудно выполнить ученикам с дислексией, ведь они сосредотачиваются на правильном произношении (этого требует учитель), и совсем не обращают внимание на содержание текста. Для того чтобы помочь, не стоит вызывать ребенка читать текст. Учителю рекомендуется прочитать текст вслух самому, а дети при этом должны внимательно следить. После этого можно попросить прочитать кого-то из сильных учеников, и только потом, если есть такая необходимость, ребенка с дислексией.

  • Не используйте диктанты как способ проверить навыки письма. Для многих из нас диктанты — самый любимый способ проверить выучили ли дети слова. Дело в том, что любому человеку трудно писать английские слова правильно из-за особенностей этого языка. Написание диктантов также провоцирует стресс. Если вы все же хотите провести диктант, то для ребенка с дислексией следует подготовить слова, где уже есть определенные буквы. Тогда ребенку нужно будет заполнить эти пробелы. Или выполните задание, где в слове есть все буквы, но написанные в неправильной последовательности. Тогда ребенку нужно будет написать слово с буквами в правильном порядке.
  • Не используйте списывание с доски. Когда ребенок списывает, он сосредоточена на том, чтобы все правильно переписать в тетрадь. В это время он совершенно не слышит, что говорит учитель. Для таких детей необходимо подготовить отдельный лист с материалом, который будет на доске. Тогда ребенок сможет внимательно слушать, что говорит учитель.
  • Используйте устный опрос. Ребенок отвечает, при этом он может делать некоторые грамматические ошибки. Обычно это не влияет на понимание того, что он говорит.
  • Пересказ текста. Для того, чтобы ребенок смог выучить текст или его пересказать, стоит упростить текст. Для начала, разбейте его на несколько частей, замените тяжелые слова на более легкие. Также можно приготовить небольшой план и позволить ребенку в него подглядывать.
  • Gap-fills. Следующее задание не вызывает трудностей, однако требует правильного написания слов. Если ученик знает как это сделать, ему просто необходимо дать больше времени. Для того, чтобы облегчить задачу, приготовьте для этого ребенка варианты ответов. Тогда ребенок их прочитает и сможет выбрать правильный.
  • Написание конспектов. В старших классах ученики часто пишут конспекты за учителем. Помогите ребенку с дислексией, заранее подготовив материал, который он сможет вклеить себе в тетрадь, и тогда он сможет следить за вами на уроке.
  • Давайте детям с дислексией дополнительное время на выполнение любой задачи.
  • Текст задания и устные инструкции должны быть максимально короткими и понятными. Если вы не уверены понял ли ребенок задание, попросите его повторить что нужно делать.
  • Если ученики работают в группах или парах, дайте возможность этому ребенку самостоятельно выбирать себе задание, а также позаботьтесь, чтобы в паре или в группе был кто-то из друзей или положительно настроенных одноклассников.
  • Используйте мультисенсорный подход. Если коротко, то во время обучения нужно привлекать все органы чувств. Это способствует лучшему запоминанию информации.

Для того чтобы овладеть методикой преподавания английского языка детям и подросткам, а также лучше понимать их потребности, усовершенствовать собственную преподавательскую практику, преподаватели английского могут принять участие в программе Grade Teacher, которую уже одобрено МОН Украины для использования в общеобразовательных учебных заведениях как часть обязательного повышение квалификации. В рамках этой программы преподаватель может подготовиться к международному экзамену для преподавателей английского TKT и пройти курсы с получением международного сертификата CELT-P и CELT-S.

Оставить комментарий Отменить ответ

Спасибо за ваш комментарий! После модерации мы опубликуем его на нашем сайте :)

Читайте также

Изучаем как говорить о времени на английском с учениками

5 минут

Все, что вы хотели знать о притяжательных местоимениях в английском языке, и даже больше

7 минут

Кембриджский тест на уровень английского: что это и зачем его сдавать

5 минут

Finance vocabulary: англоязычная лексика для финансистов

7 минут

Conditionals: типы и правила использования условных предложений в английском языке

5 минут

Выгорание у преподавателей и как с ним бороться

6 минут

Учебные программы

  • Все программы
  • Английский для взрослых
  • Английский для детей 6–12 лет
  • Английский для подростков 13–17 лет
  • Корпоративный английский
  • Клубы нашей школы
  • Библиотека

Тренинговый центр

  • Teacher Training Centre
  • Grade teacher
  • CELTA
  • DELTA
  • TKT
  • Вебинары, воркшопы, конференции

Экзаменационный центр

  • cambridge-assesment-english
  • Cambridge Assessment English
  • IELTS
  • TOEFL iBT
  • Cambridge Assessment Admissions Testing

Наш центр

  • О компании
  • Преподаватели
  • Лицензии
  • Партнёры
  • Блог
  • Новости
  • СМИ про нас
  • Галерея
  • Вакансии
  • Контакты

Пользователю

  • Правила центра
  • Договор обучения
  • Privacy Policy
  • Скидки
  • Тест на уровень английского
  • Найти сертификат
  • Карта сайта

Контакты

  • Киев, 01054, Украина, ул. Ярославов Вал, 13/2-Б.

    Ближайшая станция метро — Золотые Ворота
  • Join our Telegram

    Grade Teacher Training

© 2008–2023 Grade Education Centre, Cambridge Assessment English (license UA007)