Британці пропонують учням оцінювати вчителів

10.10.2013

По мнению одного из ведущих директоров, школьникам необходимо предоставить право оценивать их учителей для того, чтобы оставить в классах только профессиональных преподавателей.

Поступило заявление о том, что правительство должно представить национальную систему оценивания, с помощью которой ученики будут оценивать своих учителей по таким критериям, как: мотивационный уровень, сложность работы, управление поведением, оценка качества и подготовка к экзаменам.

Ричард Кейрнс, директор Брайтонского колледжа, заявил о том, что оценки, получаемые от учеников, являются более эффективным методом удержания учителей, чем проведение инспекций комиссией из Управления стандартов в образовании и результаты экзаменов.

Исходя из его слов, все директора знают, как использовать «глас народа» по отношению к хорошим и плохим учителям, но пользоваться данной возможностью им не дает система.

Брайтонский колледж – это платная школа, которая первой в стране начала систематически использовать оценки учеников.

Частью процесса было то, что все ученики, обучавшиеся у одного и того же учителя, выставляли в онлайн-анкете ему оценки от одного до пяти, используя 22 различных критерия. Данная информация используется в рамках трехгодичного оценивания работы сотрудников, а теперь она испытывается на новых учителях.

В своей сегодняшней речи, г-н Кейрнс призвал министра образования, Майкла Гоува, представить эту систему в качестве обязательного  элемента для проведения оценивания учителей в государственных школах. Это событие совпадает с переходом, который произойдет в следующем году, к системе привязки вознаграждения к учителям.

На ежегодной Лондонской конференции директоров высших учебных заведений прозвучали комментарии о том, что данная система может вызвать гнев у профсоюзов учителей, которые ранее резко раскритиковали использование оценок, выставляемых учениками, так как это подрывает дух персонала. Сюда входят школы, которые позволяют детям присутствовать на собеседованиях.

Перед проведением конференции, г-н Крейнс сказал, что если Гоув имеет серьезные намерения в отсеивании плохих преподавателей, он должен принять данную систему. Ему нужно предоставить директорам необходимые полномочия, несмотря на то, что могут подумать профсоюзы. Большинство учителей, прошедших через такую систему в Брайтонском колледже получили огромное количество позитивных эмоций.

С его слов, во время данного процесса некоторых учителей придется уволить, ведь если учитель получает одни негативные оценки, то стоит задуматься – правильную ли профессию он выбрал?

Брайтонский колледж начал использовать данную систему 4 года назад. Осенью этого года, данная программа была представлена в Лондонской академии повышения квалификации –колледж шестилетней подготовки с государственным фондом, спонсируемый многими частными школами, в том числе Брайтонским колледжем и Итоном.

Анкета состоит из 22 критериев, которые ученики должны оценить от одного до пяти баллов. У детей нет возможности дописывать какие-либо комментарии – это сделано для того, чтобы избежать выплеска их гнева или вписывания каких-либо жалоб.

На данный момент, основной системой оценивания является проведение открытых уроков, на которых присутствует кто-нибудь из старшего персонала или же инспектор образования, также персонал привлекается и к подсчету результатов учеников.

По мнению г-на Кейрнса все вышеперечисленные виды оценивания имеют серьезный изъян.

В основном оценивание учителей происходит с помощью открытых уроков, на которых часто присутствуют инспектора. Проблема заключается в следующем – во-первых, учитель может провести хороший урок, а во-вторых, обстановка в классе весьма отличается от той, когда кто-то наблюдает за детьми, поэтому они могу вести себя совсем по-другому.

Другой же вид оценивания учителей – через результаты учеников, полученные на экзаменах. По его мнению, эти результаты могут многое рассказать о культуре самой школы, но не о конкретном учителе.

ВОПРОСЫ

Детей просят оценить учителей от одного (отлично) до пяти (неудовлетворительно) баллов, отвечая на следующие вопросы:

  1. В классе существует такая обстановка, в которой мне комфортно, я могу выразить свое мнение, и меня оценят, как личность.
  2. Мой учитель имеет четкое представление о моем поведении.
  3. Мой учитель имеет четкое представление о моем обучении и качестве моей работы, а также подкрепляет это вербально и дает мне четко понять, что от меня ожидается.
  4. Опыт получения знаний в классе является разнообразным и сложным.
  5. Мой учитель ориентируется на мой стиль обучения и мой уровень способностей.
  6. Мой учитель предоставляет мне подходящие ресурсы и материалы для чтения.
  7. Когда я сталкиваюсь со сложностями, я чувствую себя воодушевленным и мотивированным, чтобы улучшить свою учебу.
  8. Мой учитель вовремя возвращает проверенные задания.
  9. Мой учитель обеспечивает меня полезными комментариями по проверенным заданиям.
  10. Я понимаю критерии оценивания, которые использует мой учитель.
  11. Мой учитель мотивирует меня к получению больших достижений и улучшению квалификации.
  12. Мой учитель поощряет меня в достижении моих личных целей.
  13. В этом году я получил новые навыки по этому предмету.
  14. В этом году я улучшил свои познания и понимание в этом предмете.
  15. Я чувствую, что хорошо подготовлен к экзаменам (я просмотрел записи, знаю задания, предыдущие вопросы и т.д.).
  16. Мой учитель воодушевляет меня отвечать за свой прогресс.
  17. Мой учитель любит свой предмет.
  18. На протяжении каждого урока ко мне относятся честно и с уважением.
  19. Я отношусь к другим учтиво и с уважением.
  20. Насколько Вам нравятся уроки по данному предмету относительно других (выберете 5 – «гораздо меньше», 3 – «приблизительно также», 1 – «намного больше»)?
  21. Насколько активно Вы участвуете на уроке по данному предмету относительно других?
  22. Выберете описание темпа обучения (5 – «слишком медленно», 4 – «немного медленно», 3 – «нормально», 2 – «немного быстрее», 1 – «намного быстрее»).